ПОМЕРАНЦЕВ, ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ
ПОМЕРАНЦЕВ, ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧ (полная дата и место рождения неизвестны, 1736–1809), русский актер. В 1766 дебютировал в Московском частном театре Н.С.Титова, играл в театре Медокса (Петровском). С первых же театральных работ определилось амплуа Померанцева – «благородный отец» в мещанских драмах и комедиях. Значительное влияние на формирование таланта Померанцева оказало искусство артиста, сподвижника Ф.Г.Волкова, И.П.Дмитревского, гастролировавшего в Москве и оказавшего помощь Померанцеву в разработке ролей барона Гартлея (Евгения П.Бомарше, 1770), Зопира (Магомет Вольтера) и некоторых других, менее значительных. Расцвет творчества Померанцева приходится на 1780-е годы. В этот период артистом сыграны такие роли, как Доминик-отец (Тележка уксусника Л.Мерсье, 1785), Одоардо (Эмилия Галотти Г.Лессинга, 1786), Простодум (Хвастун Я.Княжнина, 1786), Бартоло (Фигарова женитьба Бомарше, 1787) и др. В 1791–1794 Померанцев, как и некоторые другие артисты труппы Медокса, обучал крепостных артистов театра графа Н.П.Шереметева, занимаясь с мужской частью труппы. По свидетельству современников, вошел в историю театра как артист, утвердивший новую манеру исполнения, основанную на сильном чувстве, искренности и силе переживания, тонкой мимике, богатстве интонаций. Его называли предшественником П.С.Мочалова, единодушно отмечая сильное влияние на плеяду отечественных артистов, среди которых, пожалуй, самой значительной фигурой стал Я.Е.Шушерин. В 1807 Померанцев оставил сцену.
Умер Померанцев в Москве 26 января (7 февраля) 1809.
Жихарев С. Записки современника. М. – Л., 1955
Всеволодский-Гернгросс В. Русский театр второй половины XVIII в. М., 1957
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»