ПЛУЧЕК, ВАЛЕНТИН НИКОЛАЕВИЧ
ПЛУЧЕК, ВАЛЕНТИН НИКОЛАЕВИЧ (1909–2002), русский режиссер. Родился 22 августа (4 сентября) 1909. В 1928, будучи учеником Студии Мейерхольда, дебютировал в роли офицера с букетом в легендарном мейерхольдовском Ревизоре. С 1929 – актер Театра Вс.Мейерхольда, оставался рядом с Мастером до закрытия Театра Мейерхольда. После этого Плучек с драматургом А.Арбузовым создают свою знаменитую довоенную студию. В студии занимались: Гердт, Галич, Греков, Багрицкий, Львовский, Зак, Кузнецов и др. 5 марта 1941 состоялась премьера спектакля Город на заре, который возвещал о появлении нового театра. С началом войны закончилась жизнь студии. Плучек считает период работы в студии одним из важнейших этапов своей жизни. В военные годы он ставил спектакли для фронтовых театров, затем получил приглашение возглавить Театр Северного флота (г. Полярный). Здесь он в основном ставил веселые и музыкальные спектакли: Давным-давно Гладкова, Слуга двух господ Гольдони, Собака на сене Лопе де Вега и т.д. После войны возвращается в Москву и работает в гастрольных театрах при ВТО. Художественный руководитель Театра сатиры Н.Петров и директор театра М.Никонов приглашают его на постановку пьесы о рабочем классе В.Полякова Не ваше дело (премьера 1950). В 1952 совместно с Петровым ставит спектакли Пролитая чаша Ван Ши-Фу, Потерянное письмо И.Караджале. В 1953 в его постановке появляется Вечер русской классической сатиры Страницы минувшего (Как один мужик двух генералов прокормил Салтыкова-Щедрина, Завтрак у предводителя Тургенева, Игроки Гоголя). Совместно с С.Юткевичем ставит в 1953 Баню, а в 1955 Клопа Маяковского. В 1956 осуществляет постановку пьесы Сартра Жорж де Валера (Только правда).
В 1957 становится главным режиссером Театра сатиры. В этом же году состоялась премьера его знаменитого и скандального спектакля А был ли Иван Иванович? Назыма Хикмета (в главных роля Б.Тенин и А.Папанов). В том же 1957 выйдет его спектакль Мистерия-буфф Маяковского. В 1959 он ставит Дамоклов меч Н.Хикмета, спектакль становится одним из самых заметных явлений театральной Москвы. Другой свой знаменитый и тоже скандальный спектакль Плучек выпустит в 1966 – Теркин на том свете А.Твардовского с А.Папановым в главной роли (музыка Р.Щедрина). Спектакль имел шумный успех. В 1969 состоялась премьера спектакля Женитьба Фигаро Бомарше с Андреем Мироновым в главной роли. Спектакль шел на постоянных аншлагах до 1987, пока был жив исполнитель главной роли. Новое поколение зрителей знает и любит этот спектакль по телеверсии. В 1970 Плучек выпустил спектакль У времени в плену А.Штейна с А.Мироновым и Т.Ицыкович (Васильева) в главных ролях. Впервые на советской сцене герой просил вернуть прошлое. Революционный сюжет спектакля оградил его от нападок партийной цензуры. В 1975 состоялась премьера одной из самых интересных пьес М.Рощина Ремонт. В 1980 театр показал одну из лучших последних пьес В.Розова Гнездо глухаря с А.Папановым в главной роли. В 1982 Плучек ставит Самоубийцу Н.Эрдмана. Пьеса, написанная много лет, оказалась современной и злободневной, власти быстро снимают спектакль. В 1986 режиссер восстановит Самоубийцу, но это будет уже другой спектакль. В 1984 на Малой сцене он выпустил Вишневый сад Чехова, предложив абсолютно новую интерпретацию пьесы. Спектакль был сделан вокруг Лопахина (А.Миронов), что соответствовало замыслу самого автора. Лучшие свои роли сыграли в спектакле актеры театра: Папанов, Менглет, Державин, Аросева. В 80 лет (1989) Плучек ставит Трибунал В.Войновича. В 1991 выпускает Идеального мужа О.Уайльда, в 1992 – комедию Островского Горячее сердце, в 1994 – Укрощение строптивой Шекспира – спектакль, высоко оцененный критикой. В 1996 состоялась премьера Трехгрошовой оперы Б.Брехта, а в 1998 – Ревизора Гоголя – пьесы, с которой началась его жизнь в театре. В 2002 Плучек работает над комедией Гольдони Слуга двух господ. Автор книги На сцене – Маяковский (1962).
Умер Плучек 17 августа 2002.
Калитин Н. Вместе с Маяковским. – В кн.: Спектакли этих лет. М., 1957
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»