ПЛОТНИКОВ, НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ
ПЛОТНИКОВ, НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ (1897–1979), русский актер, режиссер, педагог. Родился 23 октября (5 ноября) 1897 в г. Вязьма Смоленской губернии в семье парикмахера. Учился в вяземской гимназии до шестого класса. В 1910, после смерти матери, отца и двоих сестер, был отправлен теткой в Петербург к дяде Сергею Ивановичу Кущенко – директору типолитографии Шварца. Учился в рисовальной школе барона Штиглица (ныне Высшее промышленное училище им. Мухиной). В начале 1915 переехал в Москву, поступил в типолитографию Машистова. Делал шоколадные и конфетные этикетки для Эйнема (ныне фабрика «Красный Октябрь») и фабрики Сиу (ныне «Большевик»). Весной 1916 был призван в армию и направлен в Ростов (Ярославская губерния) на учебу в ефрейторскую школу. После войны вернулся в литографию Машистова. В 1918–1920 занимался в театральной студии под руководством М.Чехова.
Играл в Вяземском народном театре: Бецкий (Изгнанники Ю.Тарича, 1919), Капс (Гибель надежды Г.Хейерманса, постановка Н.Плотникова, 1919); Роберт (Праздник мира Г.Гауптмана, 1920), Алешка (На дне М.Горького, 1920), Текльтон (Сверчок на печи по Ч.Диккенсу, 1920); Барон (На дне М.Горького, 1921), Петр (Лес А.Островского, постановка Н.Плотникова, 1921), Блохин (Дни нашей жизни Л.Андреева, 1921), Фрезер (Потоп Г.Бергера, 1921).
С 1922 – в 4-й студии МХАТ (Реалистический театр). Среди ролей: 1922: Джемс Викам (Земля обетованная С.Моэма); 1923: Бирюлькин (Своя семья А.Грибоедова, А.Шаховского, Н.Хмельницкого); 1924: Андрик (Кофейня П.Муратова), Пелука (Манелик с гор Анхело Химер), Фрезер (Потоп Г.Бергера, постановка Н.Плотникова); 1925: Кирюха (На земле П.Низового), Володька (Горький цвет А.Толстого, постановка Н.Плотникова); 1926: Елеся (Не было ни гроша, да вдруг алтын А.Островского, постановка Н.Плотникова), Отец Чу (Чу Юн-вай Ю.Беретля); 1927: Флетчер (Страсть мистера Маррапита по А.Хетчинсону), Сосед (От ней все качества Л.Толстого), Громада (Цемент Ф.Гладкова); 1928: Данилыч (Клад дворянина Собакина Н.Архипова); 1929: Ойтсу (Норд – Ост Д.Щеглова), Реджинальд Хорнди (Обетованная земля С.Моэма); Швейк (Бравый солдат Швейк по Я.Гашеку, постановка Н.Плотникова); 1931: Крутицкий (Не было ни гроша, да вдруг алтын А.Островского); 1932: Кринский (Разбег В.Ставского); 1933: Находка (Мать по М.Горькому).
В 1934–1936 – в московском Театре Революции: Дудкин (После бала Н.Погодина, 1935); Лоренцо (Ромео и Джульетта У.Шекспира, 1936). В 1936–1938 – В Центральном театре Красной Армии: Бесштанько (Банкир А.Корнейчука, 1938).
С 1938 по 1979 (с перерывами) работал в Театре им. Евг.Вахтангова. Среди сыгранных им здесь ролей: 1939: Шмага (Без вины виноватые А.Островского), Казак (Путь к победе А.Толстого); 1940: Земляника (Ревизор Н.Гоголя), Иван Лаутин (Учитель С.Герасимова); 1941: Павлин (Егор Булычев и другие М.Горького), Рембо (Фельдмаршал Кутузов В.Соловьева), Ременюк (Шел солдат с фронта В.Катаева); 1942: Шкуро (Олеко Дундич А.Ржешевского, М.Каца), Козловский (Русские люди К.Симонова), Крикун (Фронт А.Корнейчука); 1943: Труффальдино (Слуга двух господ К.Гольдони); 1944: Лорио (Мадемуазель Нитуш Эрве); 1945: Василий Шуйский (Великий государь В.Соловьева, постановка Н.Плотникова); 1948 Шульга (Молодая гвардия по А.Фадееву), Джо Келлер (Все мои сыновья А.Миллера); 1949: Павлищев (Огненная река В.Кожевникова); 1950: Дженнари (Миссурийский вальс Н.Погодина), Жавер (Отверженные по В.Гюго); 1954: Ленин (Человек с ружьем Н.Погодина), Шамраев (Чайка А.Чехова); 1955: Шкуро (Олеко Дундич А.Ржешевского, М.Каца); 1956: Тарас Маякин (Фома Гордеев по М.Горькому), Василий Федорович (Одна С.Алешина); 1957: Ленин (Большой Кирилл И.Сельвинского); 1958: Полоний (Гамлет У.Шекспира); 1959: Лепорелло (Маленькие трагедии А.Пушкина), дед Слива (Стряпуха А.Софронова), Сердюк (Иркутская история А.Арбузова); 1961: Грацианский (Русский лес Л.Леонова), дед Слива (Стряпуха замужем А.Софронова); 1962: Доктор (Живой труп Л.Толстого); 1963: Домициан (Дион Л.Зорина); 1966: Борода (Планета Надежды А.Коломиеца); 1968: Крутицкий (На всякого мудреца довольно простоты А.Островского); 1969: Камшатов (Коронация Л.Зорина); 1970: Волжанин (Человек с ружьем Н.Погодина); 1972: Мефодий (Шаги Командора); 1973: Нури (Женщина за зеленой дверью Р.Ибрагимбекова); 1978: Коршунов (Чем люди живы Г.Бакланова).
Поставил спектакли: Приговор С.Белого (1923) и Изгнанники Ю.Тарича (1924) – клуб «Красный Октябрь» (Москва); Чудесный сплав В.Киршона (1930), Хмурое устье А.Богина и Не все коту масленица А.Островского (1935) – Театр юного зрителя (г. Николаев); Шестеро любимых А.Арбузова и Светит да не греет А.Островского (1935), Дальняя дорога А.Арбузова (1936) – Московский Творческий театр; Не было ни гроша, да вдруг алтын А.Островского и Падь Серебряная Н.Погодина (1939) – Московский театр промкооперации; Тарас Бульба по Н.Гоголю (1940) – Театр им. Евг.Вахтангова; Московский театр киноактера: Дети Ванюшина С.Найденова (1946), За тех, кто в море В.Лавренева (1947), Машенька А.Афиногенова (совместно с К.Плотниковой, 1948), Последние М.Горького (совместно с К.Плотниковой, 1949), Дядюшкин сон по Ф.Достоевскому (совместно с К.Плотниковой, 1950); Второй драматический театр Группы советских войск (ГДР): Полководец Суворов И.Бахтерева и А.Разумовского (совместно с К.Плотниковой), Жизнь начинается снова В.Сабко (совместно с К.Плотниковой), На дне М.Горького (все – 1951); Директор С.Алешина, Миссурийский вальс Н.Погодина, Девицы-красавицы А.Симукова (все – 1952); Достигаев и другие М.Горького, Незабываемый 1919 Вс.Вишневского (совместно с К.Плотниковой), Сильные духом Д.Медведева, А.Гребнева (совместно с К.Плотниковой) (все – 1953).
Снимался в кино: Председатель собрания (Дела и люди, режиссер А.Мачерет, 1932); Писатель Околоков (Одна радость, режиссеры О.Преображенская, И.Правов, 1933); Старик, Николин (Восстание камней, режиссер А.Бровко, 1934); Михайлыч (Мечтатели, режиссер Д.Марьян, 1934); Ларя Нашатырь (Вражьи тропы, режиссеры О.Преображенская, И.Правов, 1935); 1936: Степан Климов (Поколение победителей, режиссер В.Строева), Шпик «Усатый» (Белеет парус одинокий, режиссер В.Легошин); Ярослав Домбровский (Зори Парижа, режиссер Г.Рошаль, 1937); Кулак (Ленин в 1918 году, режиссер М. Ромм, 1938); 1939: Иконописец Жихарев (В людях, режиссер М.Донской), Эдгар Оппенгейм (Семья Оппенгейм, режиссер Г.Рошаль); Городовой Никифорыч (Мои университеты, режиссер М.Донской, 1940); Шафер (Свадьба, режиссер И.Анненский, 1944); Рабочий Ермилов (Клятва, режиссер М.Чиаурели, 1946); Отец Марите (Марите, режиссер В.Строева, 1947); 1949: Никодим (Академик Иван Павлов, режиссер Г.Рошаль), Дивизионный комиссар Гуров (Сталинградская битва, режиссер В.Петров); Фельдмаршал фон Браухич (Падение Берлина, режиссер М.Чиаурели, 1950); Ярчук (Об этом забывать нельзя, режиссер Л.Луков, 1954); Ленин (Пролог, режиссер Е.Дзиган, 1956); Ниточкин (Твой современник, режиссер Ю.Райзман, 1967). Самая яркая работа Плотникова в кино – Профессор Синцов (Девять дней одного года, режиссер М.Ромм, 1962).
Преподавал в актерской школе киностудии «Мосфильм» (1935–1937), во ВГИКе (1937–1939), в ГИТИСе (1932–1951).
Умер Плотников в Москве 3 февраля 1979.
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»