ПЫЖОВА, ОЛЬГА ИВАНОВНА
ПЫЖОВА, ОЛЬГА ИВАНОВНА (1894–1972), русская актриса, режиссер, театральный педагог. Родилась в Москве 17 (29) октября 1894. Начала учебу в институте благородных девиц, но бросила, уйдя на бухгалтерские курсы. Во время петербургских гастролей Московского художественного театра прошла конкурс в актрисы (из двухсот экзаменовавшихся конкурс выдержали двое). Стала актрисой МХТ в сезон 1914/1915. На основной сцене Пыжова сыграла мало: Фея в Синей птице, гувернантка в Где тонко, там и рвется, барышня на балу у Фамусова. Много и разнообразно работала в студиях МХТ. В 1-й студии МХТ играла жалкую проститутку Лицци в Потопе (после Баклановой), лирическую Виолу в Двенадцатой ночи (1917), Гоплану в Балладине (1920). Шумным успехом пользовался водевиль Спичка между двух огней, где Пыжова играла вместе с Гиацинтовой и Михаилом Чеховым. Во 2-й студии играла Колибри в Истории лейтенанта Ергунова. Станиславский, увлеченный ее праздничным талантом, заразительным оптимизмом ее художественной натуры, начал перед зарубежными гастролями репетировать с ней роль Мирандолины (Хозяйка гостиницы). Во время гастролей в США Пыжова сыграла Варю в Вишневом саде. Ее исполнение имело большой успех у критики и зрителей. Станиславский называл Пыжову одной из артистических «надежд» Художественного театра. Однако Пыжова приняла решение по возвращении в Россию вернуться в 1-ю студию, которая была преобразована в МХАТ-2. С 1924 Пыжова – в МХАТ-2. Точно и саркастично сыграла красавицу-содержанку Дину Краевич в Евграфе – искателе приключений (1926), Природа ее трезвого, земного, оптимистического таланта оказалась в противоречии с художественными принципами руководителя МХАТ-2 М.Чехова. Вместе с другими участниками конфликта она была вынуждена уйти. Дальнейшая судьба Пыжовой связана с Театром Революции. Сыгранные ею здесь роли: Глафира в Голгофе Чижевского, Ксения в Человеке с портфелем Файко, Вероника в Инге Глебова, Кикси в Улице радости Зархи, Лена в Личной жизни Соловьева, Кормилица в Ромео и Джульетте и др. Болезнь глаз заставила ее оставить актерство. В 1920 Пыжова начала режиссерскую деятельность. В конце 1930-х годов вместе с мужем Б.Бибиковым работала в 3-м Московском театре для детей. Постановки: Проделки Скапена Мольера (1937), Сказка (1939), Двадцать лет спустя (1940) Светлова. Один из лучших ее спектаклей совместно с Бибиковым – Фуэнте овехуна в московском Театре Революции (1938). В годы Отечественной войны Пыжова работала в Казахстане, ставила спектакли в Казахском театре драмы им. Ауэзова (Укрощение строптивой, 1943). Одновременно Пыжова была актрисой и режиссером Театра им. Моссовета, находившегося в эти годы в Алма-Ате. Принимала участие в постановке Нашествия (1943, совместно с Ю.А.Завадским и Бибиковым) и играла в нем роль Талановой. В 1948–1950 Пыжова – художественный руководитель московского Центрального детского театра, где совместно с Бибиковым были поставлены спектакли Я хочу домой Михалкова (1949; Государственная премия СССР, 1950), Ее друзья Розова, Снежная королева Шварца и др.
Занималась педагогической работой (с 1939 – первой из актрис получила звание профессора): преподавала в Студии Вахтангова, Театре-студии им. М.Н.Ермоловой, с 1934 – в ГИТИСе, с 1942 одновременно и во ВГИКе. Руководимые ею национальные студии в ГИТИСе образовали впоследствии новые театры в республиках страны. Среди учеников Пыжовой во ВГИКе: Н.В.Мордюкова, В.И.Тихонов, Р.Д.Нифонтова, Л.В.Кадочников, Л.Н.Федосеева-Шукшина. Снималась в кино с 1937 (Огудалова в фильме Бесприданница). Роли: мадам Стороженко (Белеет парус одинокий, 1937), бабушка Оля (Алеша Птицын вырабатывает характер, 1953) и др.
Умерла Пыжова в Москве 8 декабря 1972.
Марков П.А. Первая студия. – В кн.: Московский Художественный театр Второй. М., 1925
Дикий А. Повесть о театральной юности. М., 1957
Бирман С. Судьбой дарованные встречи. М., 1971
Гиацинтова С. С памятью наедине. М., 1985
Московский художественный театр. 100 лет. М., 1998
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»