ПИСАРЕВ, МОДЕСТ ИВАНОВИЧ
ПИСАРЕВ, МОДЕСТ ИВАНОВИЧ (1844–1905), драматический артист русской провинциальной сцены.
Родился 2 (14) февраля 1844 в Кашире. Первое театральное выступление восходит к гимназическим годам, когда он пятнадцатилетним юношей исполнил роль Тишки в комедии А.Н.Островского Свои люди – сочтемся. Это был любительский спектакль, т.к. сама пьеса находилась под цензурным запретом для профессиональной сцены. Роль Подхалюзина исполнял сам Островский. Влияние Островского на дальнейшую судьбу артиста трудно переоценить. Эстетика новаторской драматургии сказалась на формировании творческого облика Писарева. В 1860 напечатал статью с тонким вдумчивым анализом спектаклей Москвы и Петербурга, а также в защиту Грозы Островского.
После окончания Московского университета в 1865, по совету и напутствию Островского, в 1867 поступил на провинциальную сцену. Сразу привлек к себе внимание благородной внешностью, статностью фигуры, красивым тембром голоса. Внешние данные соответствовали внутренним: образованность, высокая культура, изысканный ум и начитанность выделяли его из провинциальной актерской среды, где он претерпел немало страданий. Таких исполнителей, как Писарев, столетие спустя будут с уважением называть «интеллектуальными». В первые годы своего творчества в провинции с большим успехом играл такие роли как Чацкий (Горе от ума Грибоедова), Арбенин (Маскарад Лермонтова), Уриэль Акоста (Уриэль Акоста К.Гуцкова). Его герои были прежде всего мыслителями, философами, а не «любовниками».
К началу 1870-х окончательно сформировался круг его художественных интересов и пристрастий. Он последовательно придерживался современной русской драматургии, прежде всего А.Н.Островского, создавая характеры мощной внутренней силы и трагичности. Точное знание изображаемой среды для актера становится главным приоритетом. Вместе с тем он не замыкался на бытовом уровне, создавая образы художественного обобщения. В пьесах Островского это такие роли как Бессудный (На бойком месте), Краснов (Грех, да беда…), Большов (Свои люди-сочтемся), Русаков (Не в свои сани не садись), Залешин (Светит, да не греет), Петр (Не так живи, как хочется), Несчастливцев (Лес), Кнуров (Бесприданница). Не принадлежав к артистам стихийного темперамента, чутко относился к авторскому замыслу и тщательно изучал пьесу и свою роль. Образы, созданные им, отличались эмоциональной силой, несмотря на то, что искусство Писарева считали аналитическим. Часто его партнершей была Стрепетова (его супруга), своим безудержным темпераментом подчас затмевавшей артиста. Но, как правило, их дуэт был гармоничным, и умное мастерство, техника Писарева оттеняли ее страстные порывы. Его персонажей неоднократно сравнивали с живописными полотнами художников-передвижников, как и образы, созданные Стрепетовой. В 1870-е – времени общественного подъема, народнического движения Писарев оказывал на нее особенно большое влияние. Ему удалось придать стихийному дарованию актрисы определенное направление, социальную окраску. Немаловажно также и то, что он подводил актрису к определенной сценической технике, фактически был ее режиссером-педагогом.
Лучшие роли Писарева: Краснов, Несчастливцев (Грех да беда на кого не живет, Лес), а также Ананий Яковлев в Горькой судьбине А.Ф.Писемского. В роли Краснова раскрывал лучшие черты героя – трудолюбие, честность, способность к большому чистому чувству, а также показывал влияние на него косной мещанской среды, постепенно высвечивая в нем черты необузданного самодура, не только страдающего, но и жестокого. Сложный, психологически контрастный портрет человека изобразил и в роли Анания. В его исполнении звучала не только тема безумной ревности и страсти, страдания и жестокости, но главным образом тема оскорбленного человеческого достоинства.
Особое место в его творчестве занимал образ странствующего благородного трагика Несчастливцева. Доскональное знание быта и нравов провинциальной сцены, психологии больших и маленьких артистов, привели Писарева к созданию узнаваемого образа. В его исполнении Несчастливцев был не просто благородным чудаком, но убежденным защитником слабых, обличителем хозяев жизни.
С 1872 неоднократно выступал в Петербурге и в Москве. Был приглашен в московский Народный театр на Политехнической выставке. В 1876–1877-х участвовал в спектаклях московского Артистического кружка, Немецкого клуба. В 1880 стал активным участником Пушкинского театра, основанного А.А.Бренко, играл в театре Корша (1882–1883), в театре М.В.Лентовского (1883–1884). В летние сезоны 1883–1884 возглавлял поездки товарищества актеров по провинции.
С 1885 – артист Александринского театра. Но постепенно он склоняется к педагогической деятельности: преподает драматическое искусство в школе Литературно-художественного творчества, курсах при Петербургском театральном училище. В последние годы занимался литературной деятельностью, успешно работал над подготовкой к изданию первого полного собрания сочинений А.Н.Островского.
Умер 30 сентября (13 октября) 1905 в Петербурге.
Екатерина Юдина
Беньяш Р.М. Пелагея Стрепетова. Л., 1967
Витензон Р.А. Модест Писарев. Л.,1977
Морозов М.М. Избранное. М., 1979
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»