ПИККОЛИ, МИШЕЛЬ
ПИККОЛИ, МИШЕЛЬ (Piccoli, Michel) (р. 1925), французский актер театра и кино. Настоящее имя – Жак Даниэль Мишель Пикколи. Родился 27 декабря 1925 в Париже в семье музыкантов, выходцев из Италии. Окончил школу драматического искусства и уже в 1945 сыграл свою первую роль в кино (в фильме Кристиана-Жака Колдовство – Sortileges), однако до конца 1940-х годов отдавал предпочтение театру, выступая в труппах таких знаменитых театральных режиссеров, как Ж.Вилар и Ж.-Л.Барро. После роли в фильме Л.Дакена Рассвет (Le Point du jour, 1949) начал сниматься чаще, но до начала 1960-х годов по-прежнему играл только в эпизодах. Внешность Пикколи (высокий рост, крупные черты лица, суровый взгляд из-под густых бровей) помогла ему стать характерным героем детективов, криминальных и политических триллеров. Одну из своих первых главных ролей он сыграл в фильме Ж.-П.Мельвиля Стукач (Le Doulos, 1963). Среди других работ в этом жанровом спектре – роли в Убийстве в спальном вагоне (The Sleeping Car Murder, 1965) Коста-Гавраса, Топазе (Topaz, 1969) А.Хичкока, Похищении (L'Attentat) И.Буассе, Кровавой свадьбе (Les Noces rouges, оба 1973) К.Шаброля.
Уже с 1950-х годов проявилось яркое комедийное дарование Пикколи, как правило, основанное на контрасте социального статуса его героев с подсознательными устремлениями их натуры. В Дневнике горничной (Diary of a Chambermaid, 1964) Л.Бунюэля герой Пикколи предстает робким сластолюбцем, в Темроке (Themroc, 1973) К.Фаральдо он отказывается от благ цивилизации и создает во дворе своего дома первобытную коммуну, в фильме В натуральную величину (Life Size, 1974) Л.Берланги его любовницей становится резиновая кукла. В Большой жратве (The Grand Bouffe) М.Феррери он и три его приятеля пытаются покончить с собой путем чудовищного обжорства, а в трагифарсе М.Белоккио Прыжок в пустоту (Leap Into the Void, 1979) Пикколи играет судью из небольшого итальянского городка, который провоцирует на самоубийство свою неврастеничку-сестру. За последнюю роль Пикколи был удостоен престижного приза Каннского МКФ (1980).
Уровень дарования Пикколи лучше всего подтверждается тем, что режиссерами большинства его фильмов 1960–1980-х годов были крупнейшие мастера европейского кино. Отдавая предпочтение Бунюэлю (6 фильмов) и Феррери (4 фильма) с их стихией сатирического гротеска, актер снимался также у А.Рене (Война окончена – La Guerre est finie, 1966), Ж.Л.Годара (Презрение – Le Mepris, 1963, Страсть – Passion, 1982), К.Соте (Макс и жестянщики – Max et les ferrailleurs, 1971, Венсан, Франсуа, Поль и другие – Vincent, Francois, Paul et les autres, 1974, Мадо – Mado, 1976), К.Шаброля (Чудовищная декада – La Decade Prodigieuse, 1972), Л.Малля (Атлантик-сити – Atlantic City, 1980, Милу в мае – Milou en mai, 1989), Л.Каракса (Дурная кровь – Bad Blood). В большинстве своих ролей Пикколи проявлял незаурядное мужское обаяние. В 1991 дуэт 66-летнего актера с молодой Э.Беар в фильме Ж.Риветта Прекрасная спорщица (La Belle Noiseuse) стал основой успеха камерной психологической драмы с эротическими обертонами.
Необычайно широкий актерский диапазон Пикколи (он сыграл свыше 120 ролей самых разных амплуа и жанров) по праву был отражен его ролью «мистера Синема» в фильме-коллаже А.Варда Сто и одна ночь Симона Синема (A 100 and 1 Nights, 1995), снятого к 100-летнему юбилею кино.
Другие фильмы с его участием: Французский канкан (French Can Can, 1954); Дневная красавица (Belle de Jour), Горит ли Париж? (Is Paris Burning?, 1966); Дилинджер мертв (Dillinger Is Dead, 1968); Млечный путь (The Milky Way, 1970); Скромное обаяние буржуазии (The Discreet Charm of the Bourgeoisie, 1972); Призрак свободы (Le Fantome de la Liberte, 1974); Последняя женщина (La Derniere Femme, 1976); Марта и я (Martha und Ich, 1990); Эмигрант (The Emigrant, 1994); Праздник (Party, 1996); Самум: страсть в пустыне (Samoom: Passion In the Desert, 1998).
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»