ПЕТРОВ, НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
ПЕТРОВ, НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1890–1964), русский режиссер, педагог. Народный артист РСФСР (1945), лауреат Государственной премии СССР (1947). Профессор ГИТИСа (1946), доктор искусствоведения. Родился 22 июня (4 июля) 1890 в Екатеринбурге в семье горного инженера. Окончил Вологодское реальное училище, в 1907 начинал актером в Вологодском драматическом театре. В 1908 поступил на курсы драмы А.Адашева, с 1909 – в группе сотрудников МХТ. Учился в режиссерском классе, руководимом Вл.И.Немировичем-Данченко. Как режиссер дебютировал еще на курсах программой кабаре (Сон советника Попова А.К.Толстого, Росмунда Л.Мунштейна, Сродство мировых сил К.Пруткова), поставил несколько номеров для балиевской «Летучей мыши».
В 1910 был приглашен А.Н.Лаврентьевым в Александринский театр помощником режиссера с ведением педагогической работы в школе сценического искусства при театре, поставил спектакли Тот, кто получает пощечины Л.Андреева (1915), Невеста Г.Чулкова (1916). Одновременно выступал в «Доме интермедии» с песенками и куплетами под псевдонимом Коля Петер. Был одним из инициаторов создания «Бродячей собаки», где только в сезон 1911–1912 поставил 11 программ. В 1916 участвовал в создании и работе «Привала комедиантов».
В 1918 – режиссер Петрозаводского драматического театра, где кроме 36 постановок в театре осуществил постановки трех программ вечеров ночного кабаре «Таранта». В 1919 работал в Петрограде в Малом драматическом театре, затем в Костроме. В 1920–1921 – режиссер и актер петроградского театра «Вольная комедия» и созданного при этом театре кабаре «Балаганчик». Был постановщиком и исполнителем главной роли в пьесе Н.Евреинова Самое главное.
С 1921 – режиссер, в 1928–1933 – директор и художественный руководитель Ленинградского академического театра драмы (бывш. Александринский). Поставил спектакли Фауст и Город А.Луначарского, 1920; Ночь М.Мартине, 1922; Идеальный муж О.Уайлда, 1923; Сарданапал Дж.Байрона, 1924; Яд Луначарского (сорежиссер К.Хохлов), 1925; Пугачевщина К.Тренева (сорежиссеры Л.Вивьен, Хохлов), 1926; Конец Криворыльска Б.Ромашова, 1926; Штиль В.Билль-Белоцерковского, 1927; Ревизор Н.Гоголя, 1927; Робеспьер Ф.Раскольникова, 1930; Страх А.Афиногенова, 1931; Горе от ума А.Грибоедова, 1932, и др. Участвовал в постановке массовых представлений в Петрограде «Торжество коммуны» (1919), «Взятие Зимнего дворца» (1920), «10 лет Октября» (1927).
В 1923–1924 Петров поставил в «Свободном театре» Мендель Маранц Фридмана и обозрение От Парижа до Лиговки В.Шмитгофа (с участием Л.Утесова). Осуществил постановки в быв. Мариинском театре опер Р.Вагнера Тангейзер (1923), Риенци (1923). В 1924–1925 руководил живой газетой «Станок» (11 программ). В 1930 поставил в Ленинградском мюзик-холле спектакль Условно убитый Е.Рысса и В.Воеводина с участием Утесова и К.Шульженко (композитор Д.Шостакович). В 1933 перешел на работу в Харьковский театр русской драмы, поставил там спектакли Ложь Афиногенова (1933), Чужой ребенок В.Шкваркина (1933), Вишневый сад А.Чехова (1934), Далекое Афиногенова (1935) и др. В сезон 1937–1938 осуществил постановки пьес Правда А.Е.Корнейчука в Московском театре Революции, Благочестивая Марта Тирсо де Молина в БДТ, балета Сердце гор А.Баланчивадзе в Театре оперы и балета им. Кирова, пантомимы Тайга в огне Е.Кузнецова и Б.Бродянского (сорежиссеры Д.Альперов и В.Лебедев) в Ленинградском госцирке.
С 1938 по 1948 Петров – главный режиссер Центрального театра транспорта, поставил спектакли Комедия ошибок У.Шекспира (1939), Машенька и Накануне Афиногенова (оба 1941), Женитьба Бальзаминова А.Островского (1944), Хижина дяди Тома А.Бруштейн по Бичер-Стоу (1948) и др.
В последующие годы поставил в Московском театре Сатиры спектакли Мешок соблазнов М.Твена, 1948; Пролитая чаша Ван Ши-фу; Потерянное письмо Караджале (оба 1951, совместно с В.Плучеком); Баня В.Маяковского, 1953 (совместно с Плучеком и С.Юткевичем) и др. В 1956–1958 в Московском драматическом театре им. А.Пушкина Петровым осуществлены поставлены Игрок по Ф.Достоевскому, Как важно быть серьезным О.Уайлда, Ураган Цао-Юй. Петров ставил в Берлине (Баня Маяковского, Фольксбюне, 1958), в Софии (Машенька Афиногенова, Памятные встречи А.Утевского, Народный театр; Молодой человек Г.Мдивани и А.Кирова, Молодежный театр, 1945–1946).
С 1911 вел педагогическую работу в школе при Александринском театре, Ленинградском техникуме искусств, в ГИТИСе.
Умер Петров в Москве 29 сентября 1964.
Петров Н.В. Встречи с драматургом. М., 1957
Петров Н.В. 50 и 500. М., 1960
Петров Н.В. Режиссер в театре. М., 1961
Петров Н.В. Пути к творчеству. М., 1963
Тарнавская В. Утверждение советской драматургии на академической сцене. М., 1978
Иванова В. Н.В.Петров в Акдраме. – В кн.: Проблемы теории и практики русской советской режиссуры. Л., 1978
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»