ПЕРРО, ЖЮЛЬ ЖОЗЕФ
ПЕРРО, ЖЮЛЬ ЖОЗЕФ (Реrrot, Jules Joseph) (1810–1892), французский артист балета, балетмейстер. Родился в Лионе 18 августа 1810. Выступал в 1820-х годах в парижских театрах «Гетé» и «Порт Сен-Мартен», брал уроки танца у знаменитого танцовщика Огюста Вестриса. Обладал поразительной легкостью и воздушностью, одновременно проявил себя как выдающийся актер. В эпоху, когда в романтическом балете безраздельно царствовала женщина, Перро был одним из редких исключений как танцовщик-мужчина. Ставил спектакли для балерин, в частности, участвовал (вместе с Ж.Коралли) в работе над балетом Жизель (музыка А.Адана, 1841) в Парижской опере, где заглавную роль исполняла его ученица и жена Карлотта Гризи (Перро поставил все ее танцы). Первые значительные постановки Перро осуществил в Вене во второй половине 1830-х годов, но наибольшую славу ему принесли балеты, созданные на сцене Лондонского Королевского театра: Ундина, или Наяда (музыка Ц.Пуни, 1843), Эсмеральда (музыка его же, 1844) и Па де катр (музыка его же, 1845), где участвовали одновременно четыре великие романтические балерины: Мария Тальони, Карлотта Гризи, Фанни Черрито и Люсиль Гран; балет Катарина, дочь разбойника (музыка Пуни, 1846); а также поставленный впервые в Милане балет Фауст (музыка Дж.Паниццы, М.Косты и Дж.Байети, 1849).
В 1848–1859 Перро был танцовщиком и главным балетмейстером в Большом театре в Петербурге. Сюда он перенес многие ранее поставленные им балеты, иногда создавая новые их редакции, в их числе – Наяда и рыбак (по Ундине, музыка Пуни, 1851), балет Газельда, или Цыгане (музыка его же, 1853), его собственный вариант Корсара, поставленного в 1856 Ж.Мазилье в Парижской опере (музыка Адана, 1858) и др. Во многих балетах он исполнял значительные роли: Гренгуар в Эсмеральде, Дьяволино в Катарине, Маттео в балете Наяда и рыбак и др.
Обосновавшись в 1861 в Париже, Перро практически прекратил сценическую деятельность. Попытка возобновить в 1864 балет Газельда в Милане не принесла успеха. В 1870-х годах Перро вел классы в Парижской опере.
Перро считается крупнейшим балетмейстером эпохи романтизма. Сильный его стороной были спектакли в жанре социально-любовной драмы. Перро нередко обращался к сюжетам известных литературных произведений (Эсмеральда, Фауст и др.). Артист был мастером сольного классического танца, который всегда служил у него выражением внутреннего состояния персонажа, одновременно преуспел и в постановке массовых сцен и ансамблей. Многие балеты Перро продолжают сохраняться в репертуаре современного театра, но, как правило, в позднейших переделках.
Умер Перро в Парамэ 24 августа 1892.
Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Романтизм. М., 1996