ОСТРОУМОВА, ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА
ОСТРОУМОВА, ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА (р. 1947), русская актриса. Народная артистка РСФСР (1993).
Родилась 21 сентября 1947 в городе Бугуруслан Оренбургской области. В 1966, после окончания школы, поступила в Государственный театральный институт им. А.Луначарского, в мастерскую В.А.Вронской. Среди преподавателей актерского мастерства на курсе был П.Хомский, с именем которого связана значительная часть театральной деятельности О.Остроумовой.
С середины 1960-х П.Хомский возглавлял Московский Театр Юного Зрителя и уделял много внимания формированию труппы, в театр шел постоянный приток талантливой молодежи (Л.Ахеджакова, Е.Маркова, И.Старыгин). Среди них была и тогдашняя студентка ГИТИСа О.Остроумова. Правда, заметных театральных удач в то время у актрисы не было. Скорее всего, этому препятствовала напряженная работа в кино. Совмещать эффективную работу в театре и в кинематографе удается далеко не каждому, даже опытному, актеру. Это тем более справедливо, когда речь идет о молодой актрисе, еще не покинувшей студенческую скамью. А О.Остроумова начала сниматься еще за два года до окончания ГИТИСа.
Кинематографическим дебютом О.Остроумовой стала роль десятиклассницы Риты в фильме С.Ростоцкого Доживем до понедельника (1968). Фильм пользовался большой популярностью. На фоне прекрасных работ признанных мастеров кинематографии вполне внятно прозвучали и роли дебютантов. На О.Остроумову впервые обратили внимание и зрители, и критика. Но настоящая популярность пришла к актрисе четырьмя годами позже. В 1972 С.Ростоцкий снял О.Остроумову в фильме А зори здесь тихие, ставшем культовым для целого поколения зрителей. Роль Жени Комельковой оказалась для актрисы поистине звездной. Тонкая психологическая нюансировка образа, глубокий драматизм в сочетании с яркой красотой и обаянием женственности сделали актрису кумиром зрителей.
В 1973 П.Хомский уходит в театр им. Моссовета. Оставляет Московский ТЮЗ и О.Остроумова, перейдя в труппу Театра на Малой Бронной.
Несмотря на то, что главным режиссером здесь был в то время А.Дунаев, 1970-е годы театра на Малой Бронной известны как эпоха А.Эфроса. На спектакли Эфроса рвалась вся театральная Москва. Удивительное сочетание точного, почти математического режиссерского расчета и мощного интеллектуального напряжения со страстной увлеченностью раскрытием актерской индивидуальности, делало работу с А.Эфросом чрезвычайно притягательной, счастливой для каждого артиста.
О.Остроумовой не довелось участвовать в самых знаменитых, легендарных спектаклях Эфроса. И, тем не менее, роли в таких спектаклях театра на Малой Бронной, как Веранда в лесу, Лето и дым, Волки и овцы стали основополагающим для дальнейшей театральной работы актрисы, помогли осознанию собственной индивидуальности.
Однако основной акцент творческой работы О.Остроумовой и в то время приходится на кинематограф. Достаточно вспомнить роль Марии Поливановой в дилогии Е.Матвеева Любовь земная (1975) и Судьба (1978). Органичность актрисы, драматизм в раскрытии характера, уверенно растущее профессиональное мастерство рождали искренний отклик в сердцах зрителей. За эту работу О.Остроумова была удостоена Золотой медали имени А.П.Довженко (1978) и Государственной премии СССР (1979). А вскоре после этого была встреча с Э.Рязановым в фильме Гараж (1979), и сыгранная в новых, неожиданных, жестких и ироничных тонах роль обаятельной и циничной Марины.
Этапной для О.Остроумовой стала главная роль Василисы в фильме И.Поплавской Василий и Василиса (1981), снятом по повести В.Распутина. Эта роль явилась точкой пересечения кинематографической и театральной судьбы актрисы. Именно Василиса стала исходной точкой для одной из лучших театральных работ Остроумовой – Анфисы в спектакле Вдовий пароход (1984, театр им. Моссовета, постановка Г.Яновской). В этом спектакле, по отзывам критики, произошло открытие новых граней актерской индивидуальности актрисы.
В 1983, на исходе «эпохи Эфроса», О.Остроумова переходит в театр им. Моссовета, вернувшись к своему ГИТИСовскому учителю П.Хомскому. Этот шаг можно считать началом нового, театрального этапа в жизни актрисы. В ее репертуаре, наряду с современной драматургией, прочное место занимает классика. Роли в спектаклях по пьесам Флобера, Гамсуна, Ануя обогащают творческую палитру О.Остроумовой, реализуют возможность поиска новых актерских красок, новых проникновенных интонаций. Серьезными творческими удачами стали роли Елены (Белая гвардия, 1993, постановка П.Хомского), Раневской (Вишневый сад, 2000, постановка Л.Хейфеца), Дарьи Ивановны (Муж, жена и любовник по произведениям Достоевского и Тургенева, 2002, постановка Ю.Еремина). С успехом играет О.Остроумова и в современных пьесах. За роль Клавдии в спектакле Серебряный век (2001, постановка Ю.Еремина) актриса была удостоена театральной премии газеты «Московский комсомолец» в номинации «Лучшая женская роль».
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Доживем до понедельника (1968), Город первой любви (1970), Море в огне (1971), А зори здесь тихие... (1972), Любовь земная (1974), Мартин Иден (1976), Сто грамм для храбрости (1977), Судьба (1977), Хомут для Маркиза (1977), Гараж (1979), Похищение «Савойи» (1979), Василий и Василиса (1981), Не было печали (1982), Безумный день инженера Баркасова (1983), Сестра моя Люся (1985), Время сыновей (1986), Я сделал все, что мог (1986), Башня (1987), Дни и годы Николая Батыгина (1987), Филер (1987), Женщины, которым повезло (1989), Чаша терпения (1989), Очарованный странник (1990), Очень верная жена (1992), Прощальные гастроли (1992), Уснувший пассажир (1994), Не валяй дурака... (1997), Змеиный источник (1997).
Татьяна Шабалина
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»