ОРОЧКО, АННА АЛЕКСЕЕВНА
ОРОЧКО, АННА АЛЕКСЕЕВНА (1898–1965), русская драматическая актриса, режиссер и педагог. Народная артистка РСФСР (1947), лауреат Государственной премии (1950). Родилась 14 (26) июля 1898 года в селе Шуша Минусинского уезда Енисейской губернии в семье политических ссыльных. Дочери «государственного преступника и ссыльного поселенца» пришлось много скитаться по Сибири, ее не принимали ни в одну «казенную» (государственную) гимназию, поэтому учиться приходилось в частных. Окончила Орочко гимназию в Туле с золотой медалью.
С 1916 по 1919 училась на Высших женских сельскохозяйственных курсах в Москве (не окончила). Будучи слушательницей курсов, одновременно поступила в Студенческую драматическую студию под руководством Е.Б.Вахтангова (1916). Совмещать занятия на курсах и в студии было трудно, и Орочко выбрала театральную студию, которую окончила в 1920 (с 1920 – 3-я Студия МХАТ, с 1924 – Государственная академическая студия им. Евг.Вахтангова, с 1926 – Театр им. Евг.Вахтангова). Ученицей Орочко репетировала роли Франсуазы в Гавани Г.Мопассана, Ребекки в Росмерсхольме Х.Ибсена (Вахтангов предполагал, что Орочко сыграет эту роль в спектакле 1-й Студии после О.Книппер), Электры в Электре Софокла.
Навсегда запомнились Орочко слова Вахтангова о том, что ее амплуа – трагические образы. В плане вахтанговской постановки Гамлета ей была отведена режиссером роль Горацио с тем, чтобы впоследствии (после овладения техникой исполнения мужской роли) она играла Гамлета, дублируя Ю.А.Завадского.
Первой значительной актерской работой Орочко стала Адельма в легендарной вахтанговской Принцессе Турандот К.Гоцци (1922), которую она играла гордой, страстной, полной силы и сжигающего ее внутреннего огня, «клокотавшего в броне сдержанности» (Ю.Смирнов-Несвицкий).
За Адельмой последовали Сурмилова в водевиле Д.Ленского Лев Гурыч Синичкин (постановка Р.Симонова, 1924), Марион де Лорм в одноименной пьесе В.Гюго (постановка Симонова, 1926), Алла Вадимовна в Зойкиной квартире М.А.Булгакова (режиссер А.Попов, 1926), Леди Мильфорд в Коварстве и любви Фр. Шиллера (постановка П.Антокольского, О.Басова, Б.Захавы, 1930), Гертруда в шекспировском Гамлете (постановка Н.Акимова, 1932), Кручинина в Без вины виноватых (постановка И.Рапопорта, 1937) и сумасшедшая барыня в Грозе (постановка Захавы, 1944) А.Н.Островского, Электра в Электре Софокла (постановка Е.Гардт, 1946). За роль Ганны Лихта в Заговоре обреченных Н.Вирты (постановка Р.Симонова, 1949) Орочко была присуждена Государственная премия. Занимая положение одной из ведущих актрис труппы, Орочко тем не менее играла мало: роли, соответствовавшие ее трагическому амплуа, выпадали не часто. В качестве режиссера принимала участие в постановке спектакля Темп (сорежиссеры Басов, К.Миронов, Б.Щукин, 1930).
В годы войны Орочко возглавляла фронтовой филиал Театра им. Евг. Вахтангова, где выпустила спектакли Бессмертный А.Арбузова и А.Гладкова (1942) и Наш корреспондент М.Меттера и Л.Левина (совместно с А.Габовичем и А.Ремизовой, 1942).
Педагогическую работу Орочко начала рано – в 1922 в школе Вахтангова. Преподавала и поставила ряд спектаклей в Московском Молодом театре, Современном театре, Студии Завадского и др. Была художественным руководителем Колхозного театра Кировского района (выпустила пять спектаклей). В театральном училище имени Б.В.Щукина была одним из ведущих профессоров (звание профессора было присвоено ей в 1959). В течение нескольких лет возглавляла здесь кафедру актерского мастерства. Под ее руководством закончила училище Молдавская национальная студия (1960). Именно Орочко набрала и обучала курс, на котором в 1963 Ю.П.Любимовым был поставлен студенческий спектакль Добрый человек из Сезуана Б.Брехта, положивший начало Театру на Таганке.
С необычайной силой сыграла Орочко роль демонической героини финского народного эпоса Калевала в фильме Сампо (реж. А.Птушко, 1959).
Умерла Орочко в Москве 26 декабря 1965.
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»