НОВАЯ ДРАМА (ТОВАРИЩЕСТВО НОВОЙ ДРАМЫ)
НОВАЯ ДРАМА (ТОВАРИЩЕСТВО НОВОЙ ДРАМЫ), русский артистический коллектив, организованный в 1902 по инициативе В.Мейерхольда.
К 1902 творческие разногласия между К.Станиславским и В.Мейерхольдом, бывшим ведущим артистом МХТ, достигли апогея. Мейерхольд собрал труппу из актеров-единомышленников (большей частью – бывших студийцев МХТ) и уехал с ними в Херсон. Так начались т.н. «провинциальные сезоны» Мейерхольда, период, остававшийся слабо неисследованным вплоть до конца 20 в., хотя он был чрезвычайно важен: в провинции Мейерхольд начал самостоятельную режиссерскую работу. Здесь в его практических экспериментах формировались принципы будущей системы Мейерхольда, т.н. «условного театра».
Театр Товарищество новой драмы открылся в Херсоне 22 сентября 1902 спектаклем Три сестры по пьесе Чехова (в то время театр носил название «Труппа русских драматических артистов под управлением А.С.Кошеверова и Вс.Э.Мейерхольда», Товариществом новой драмы он стал называться через год, после отъезда Кошеверова в Киев). В труппу вошли И.Певцов, А.Канин, Н.Костромской, Е.Мунт, А.Загаров, А.Нелидов, Н.Будкевич и др. Мейерхольд тоже много играл на сцене, за первые три сезона он сыграл около 100 ролей.
Первое время театр выпускал спектакли «по мизансценам МХТ», но с 1903 Мейерхольд начал поиски новой театральной стилистики через разработку системы символистского театра. Огромную роль здесь сыграл Алексей Ремизов, приглашенный режиссером в театр на должность заведующего репертуаром. Но его функции были гораздо шире, нежели подбор пьес, сам он определял свою должность как «театральный пастух» или «театральный настройщик с вывертом и наперекор». Ремизов стал по сути интеллектуальным центром театра. Во втором сезоне долю традиционного репертуара (пьесы Островского, Чехова, Немировича-Данченко) планировалось сократить за счет новой драматургии. К постановке были намечены пьесы Ибсена, Метерлинка, Гауптмана, Шницлера, Пшибышевского. Не все эти пьесы были переведены на русский язык, и Ремизов, с помощью своей жены, С.Ремизовой-Довгелло, переводил тексты.
Работа шла в жестком режиме, характерном для любого провинциального театра того времени, спектакли выпускались один за другим. Времени для скрупулезного репетиционного процесса не было. В 1902–1905 Мейерхольд поставил около 200 спектаклей, театр скоро стал одним из самых ярких в России. За его работой следила театральная общественность Москвы и Петербурга.
Однако работа театра осложнялась еще и тем, что публика Херсона не слишком приветствовала символистские эксперименты. По этой причине театр много гастролирует: Николаев, Севастополь, Полтава, Пенза, Тифлис.
Успех театра обусловливает решение Станиславского вернуть Мейерхольда в Москву и открыть под его руководством Театр-студию на Поварской. В мае 1904 Товариществом остается руководить Р.Унгерн, но этот период продолжается недолго: подготовленные Мейерхольдом в московской студии спектакли Смерть Тентажиля Метерлинка и Шлюк и Яу Гауптмана так и не увидели свет, и в октябре 1904 Товарищество новой драмы было закрыто. Мейерхольд возвращается в него, сезоны 1905–1906 проводит в Тифлисе. Однако рамки провинциального театра ему становятся тесны, и в 1906 он принимает приглашение В.Комиссаржевской возглавить ее театр в Петербурге.
Товарищество новой драмы, перебравшееся в Кострому, возглавляет И.Певцов; однако с этого времени принципиально новаторских спектаклей в театре поставлено не было. В 1908 театр прекратил свое существование.
Наиболее значительные спектакли: Потонувший колокол, Возчик Геншель, Одинокие Г.Гауптмана; Монна Ванна, Чудо святого Антония М.Метерлинка; Снег, Золотое руно С.Пшибышевского; Забава А.Шницлера; Привидения, Нора, Дикая утка, Доктор Штокман Г.Ибсена и др.
Татьяна Шабалина
Мейерхольд В. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Ч. 1–2. М., 1969
Веригина В. Воспоминания. Л., 1974
Мейерхольд В. Переписка 1896–1939. М., 1976
Розанов Ю. Драматургия Алексея Ремизова и проблема стилизации в русской литературе начала XX века. Вологда, 2002
Звенигородская Н. Провинциальные сезоны Всеволода Мейерхольда. М., 2004
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»