НАЗИМОВА, АЛЛА АЛЕКСЕЕВНА
НАЗИМОВА, АЛЛА АЛЕКСАНДРОВНА (1879–1945), актриса, продюсер. Настоящие имя и фамилия Аделаида Яковлевна Левентон. Родилась 15 мая (4 июня) 1879 в Ялте в семье известного аптекаря. В 1883 была увезена отцом в Монтре (Швейцария), где ее с сестрой определили в пансион. В 1891 (после развода родителей) вернулась в Ялту. Училась в музыкальной школе при Одесской консерватории по классу скрипки. В 1896 поступила в Московское филармоническое училище на курс Вл.И.Немировича-Данченко. Окончив училище с медалью, была принята в Московский Художественный театр. Играла в народных сценах цветочницу (Венецианский купец У.Шекспира), эльфа (Потонувший колокол Г.Гауптмана, 1898). Летом 1899 играла в провинциальных антрепризах Бобруйска, Могилева, Минска. В 1900 ушла из Художественного театра и отправилась в Кострому (труппа Д.Бельского), затем подписала ангажемент в Херсон.
С 1902 играла в труппе П.Н.Орленева, гастролируя с ним по России. Роли: Грушенька (Карамазовы по Ф.М.Достоевскому), Оленька (Горе-злосчастье В.Крылова), Регина (Привидения Х.Ибсена) и др. С сентября 1903 выступала на сцене Нового театра Неметти в Петербурге, сыграла Нору (Торжество жизни Р.Бракко), Настю (На дне М.Горького), Софью (Холостая семья А.Азовского) и др.
В конце 1904 вместе с Орленевым отправилась в гастрольную поездку в Берлин, Лондон, Нью-Йорк. Выступала в спектаклях Царь Федор Иоаннович А.К.Толстого (Царица Ирина), Заза П.Бертона и Ш.Симона (Заза), Привидения (Регина), Гедда Габлер (Гедда Габлер) и Строитель Сольнес (Хильда) Ибсена, Евреи Е.Чирикова (Лия).
В 1906, после разрыва с Орленевым, осталась в США. Выучив английский язык, сыграла в рамках антрепризы Шубертов в Нью-Йорке в пьесах Ибсена Кукольный дом (Нора), Строитель Сольнес (Хильда) и Гедда Габлер (Гедда) и современных драмах.
В 1910 открыла Театр Назимовой (позднее «Театр на 39-й стрит»). Новые роли: Рита (Маленький Эйольф Ибсена, 1910), Фелисити (Марионетки П.Вольффа, 1911), Мисс Чепстоу (Белла Донна Р.Хиченса, 1913), Жанна (Невесты войны М.Вентворт, 1915), Ева (На мели Дж.Остин Адамс, 1917), Хедвиг (Дикая утка Ибсена, 1918).
В 1916 дебютировала в кино в фильме Г.Бреннона Невесты войны. Участие в этом фильме принесло Назимовой успех. Выступление в фильмах Откровение, Игрушки судьбы (оба реж. Д.Бейкер), Око за око (1918), Из тумана (1919), Красный фонарь (все реж. А.Капеллани, 1919), Отродье (реж. Бреннон, 1919) сделало ее одной из видных звезд американского кино. Много снималась в 1920-е годы: Сильнее смерти (реж. Г.Блейч, 1920), Сердце ребенка (реж. Ч.Брайант, 1920), Мадам Пикок (реж. Р.Смолвуд, 1920), Миллиарды (реж. Смолвуд, 1921), Кукольный дом (реж. Брайант, 1922), Саломея (реж. Брайант, 1923), Мадонна улиц (реж. Э.Кэрви, 1924), Искупленный грех (реж. Дж.Блэктон, 1925), Мой сын (реж. Кэрви, 1925) и др.
В 1927 Назимова приняла американское гражданство.
Со второй половины 1920-х годов играла в театре: Раневская (Вишневый сад А.Чехова, 1928), Елизавета (Собачий вальс Л.Андреева, 1929), Мария (На большой дороге Чехова, 1929), Екатерина (Екатерина Ивановна Андреева, 1929), Наталья Петровна (Месяц в деревне И.Тургенева, 1930), Кристин (Траур – участь Электры Ю.О'Нила, 1931), О'Лан (Добрая земля П.Бак, 1932), Прола (Простак с Нежданных островов Б.Шоу, 1935), Фру Альвинг (Привидения Ибсена, 1935), Мать (Мать К.Чапека, 1939).
В 1939 вернулась в кино. Играла характерные роли в фильмах Заза (реж. Э.Портер, 1939), Побег (реж. М.Ле Рой, 1940), Кровь и песок (реж. Р.Мамулян, 1941), В наше время (реж. В.Шерман, 1943), Мост короля Людовика Святого (реж. Р.В.Ли, 1944), С тех пор, как ты ушел (реж. Д.Кромвель, 1944).
Умерла Назимова в Лос-Анджелесе 13 июля 1945.
Орленев П. Жизнь и творчество русского актера Павла Орленева, описанные им самим. М. – Л., 1931
Литаврина М. Американские сады Аллы Назимовой. М., 1995
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»