МОСКОВСКИЙ ТЕАТР НА ЮГО-ЗАПАДЕ
МОСКОВСКИЙ ТЕАТР НА ЮГО-ЗАПАДЕ, возник в 1974 в поселке Востряково как коллектив актеров-любителей.
Основатель и художественный руководитель театра – В.Р.Белякович. Вместе с ним у истоков студии стояли В.В.Авилов (актерского образования не имеет, заслуженный артист РФ, 1993, в театре с 1975, исполнитель главных ролей), а также О.В.Авилова, С.Р.Белякович, Н.А.Бадакова, Г.А.Галкина, В.Г.Гришечкин, Т.Н.Кудряшова, О.Н.Задорин. В труппе – 35 актеров, из них 9 – заслуженные артисты РФ (В.Белякович, В.Авилов, В.Гришечкин, И.Бочоришвили, одновременно – художник по костюмам; К.Дымонт и др.). Театр Беляковича изначально задуман как театр принципиально мужской, женские роли в его спектаклях звучат на втором плане.
В 1977 студия получила постоянное помещение в подвале жилого дома недалеко от станции метро Юго-Западная на проспекте Вернадского, 125. Сцену и зрительный зал артисты выстроили и оборудовали сами (интерьер театрального подвала активно включен в действие, в создание художественного образа спектакля). В 1985 коллектив стал народным театром, в 1986 – лауреат премии Ленинского комсомола, получил статус профессионального на условиях самофинансирования, с 1991 – государственного театра в системе Комитета по культуре г.Москвы. Принято решение о строительстве нового здания на ул. Бакинских комиссаров.
Для эстетики театра характерно динамично выстроенное, эмоционально напряженное действие при аскетичной сценографии и насыщенной световой и звуковой партитурой. Театр работает в жанре трагического фарса, где главное выразительное средство – сближение контрастных форм: гротеска с героикой, трагедии с балаганом. Это театр резких, плакатных красок, в его концепции ощутимы элементы площадного театра. Это маленький, «карманный» театр на окраине Москвы, в котором каждый вечер кипят большие страсти и каждый вечер – аншлаг. Играют страстно и эмоционально, по максимуму, если трагедию, то до отчаяния, если комедию, то – до колик в животе. Даже некоммерческие На дне, Три сестры, Чайка, поставлены и играются так, что запоминаются надолго.
В 1970–1980-е театр пользовался славой признанного лидера студийного движения, театральный кружок при рабочем клубе «Гагаринец» вырос в явление московской культурной жизни, покорил свежестью и яркостью решений классических пьес, многих впервые познакомил с современной отечественной (Сорокин, Ерофеев) и западной (Кокто, Камю, Сартр, Ионеско) драматургией, из-за чего в 1982 в процессе подготовки спектакля Носороги по пьесе одного из лидеров театра абсурда Э.Ионеско оказался на грани закрытия. Театральный подвал в эпоху андеграунда стал для многих глотком свободы.
Одной из первых премьер театра стала дипломная работа Беляковича – Старые грехи по ранним рассказам Чехова (1979), веселый, искрометный спектакль, и в то же время – первый шаг к театру абсурда, когда все говорят, и никто никого не слышит. Среди постановок: вся драматургия Н.В.Гоголя Владимир III степени, Женитьба, Игроки, Ревизор (1979, 1984), Дракон Е.Шварца (1980, 1999), Трактирщица и Слуга двух господ К.Гольдони, Вальпургиева ночь В.В.Ерофева (срез общественной жизни России 1980-х, трагифарс на тему чеховской Палаты № 6, 1989), Собаки К.Сергиенко (1987), Калигула А.Камю (1989, 1999) (своеобразная анатомия тоталитаризма, перекликающаяся с одноименным фильмом Т.Брасса), На дне М.Горького, (1996) (трагический мюзикл-размышление о смысле человеческой жизни, избавленный от хрестоматийного глянца), неожиданные Три сестры А.П.Чехова (1999) (жесткий нервный, спектакль в стиле милитари, где сестры носят камуфляжную форму, и атмосфера сгущена до напряженности военной), Чайка А.П.Чехова (1999), трилогия А.В.Сухово-Кобылина Мольер (1980 и Мастер и Маргарита, (1993 М.А.Булгакова, Носороги Э.Ионеско, (1982) Гамлет В.Шекспира (1984, 2003), Ромео и Джульетта (1992), Укрощение строптивой (1992) и Макбет В.Шекспира; Ад – это другие Ж.П.Сартра (1995) (спектакль, объединивший Недоразумение А.Камю и Взаперти Сартра, представляет собой экзистенциалистские размышления о вседозволенности, актуальные и в настоящее время), Священные чудовища Ж.Кокто (1995), Братья С.Мрожека (1999), Щи и Dostoevsky – trip В.Г.Сорокина (1999) (последний – по мотивам Идиота – спектакль о цене человеческой жизни, которая сегодня ничего не стоит, представлял Россию в неофициальной части программы Авиньонского фестиваля в 1999); Конкурс А.М.Галина, Macarena по пьесе Н.М.Птушкиной, Пока она умирала (обе 2000), Анна Каренина О.Шишкина, Самоубийца Н.Эрдмана (2001) (приметы 1920-х поданы Беляковичем через сценографию, стилизованную им под конструктивизм Татлина, и костюмы, сочиненные И.Бочоринашвили в стиле кубофутуристических фантазий Александры Экстер).
Особую известность получил поставленный в 1993 в японском театре ТОУЭН двуязычный спектакль Ромео и Джульетта, где Капулетти играли актеры ТОУЭН, а Монтекки – актера театра Беляковича. К числу премьер 2003 принадлежат вторая редакция Гамлета и Два веронца У.Шекспира, Маугли по Р.Киплингу. Гамлет (перевод А.Чернова) – один из самых знаменитых спектаклей театра, с одной стороны, хрестоматийный, с другой – эстрадная пародия, балаган, капустник.
В 2001 театр отметил 25-летие. К юбилею подготовил еще один двуязычный проект с тем же японским партнером – Театром ТОУЭН – фантазию на тему Оперы нищих Б.Брехта (J.Gey. Оpera.ru по мотивам Д.Гея и Б.Брехта), которая стала у Беляковича трагедией человеческого безразличия. К своему юбилею театр подошел с неднозначными чувствами. Театр на переломе, считает Белякович, в его атмосфере остро витает потребность перехода в новое качество, или, по его мнению, в истории театра придется ставить точку.
Елена Ярошевич
Аникст А. Гамлет, заново открытый. – Театральная жизнь, 1986, № 3
Аннинский Л. Искрящие кремни. О творческой жизни коллектива театра-студии на Юго-Западе. – Театр, 1986, № 9
Аннинский Л. Король играет свиту. – Театральная жизнь, 1992, № 15
Волохова К. Несколько слов в эащиту мата, или Dolce vita. – Современная драматургия, 1999, № 3
Гаевская М. От Чехова до Мрожека. – Театральная жизнь, 2000, № 1
Игнатюк О. В.Белякович в отсутствии четвертой стены. – Театральная жизнь, 2000, № 9
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»