МОНАХОВ, НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ
МОНАХОВ, НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ (1875–1936), русский актер. Народный артист РСФСР (1932). Родился 16 (29) марта 1875 в Петербурге в многодетной рабочей семье. В 9 лет поступил в двуклассное начальное городское училище. Перешел в реальное училище и одновременно поступил певчим в хор Смольного собора. Через 2 года после исключения из училища оказался в Новгороде, где поступил в хор Софийского собора и в четырехклассное городское училище. Служил в Петербурге в департаменте окладных сборов.
В 1895 дебютировал в любительском спектакле «Петербургского попечительства о народной трезвости» в роли Незнамова (Без вины виноватые А.Н.Островского). С 1896 выступал на эстраде. Создал вместе с П.Ф.Жуковым эстрадный дуэт сатириков-куплетистов. В 1904 дебютировал в оперетте в труппе Сабурова (Киев), выступал в опереточных труппах в Саратове, Риге, Вильно, Киева, Ростове-на-Дону, Воронеже, Одессе, в московском «Эрмитаже», петербургском театре «Буфф» (с 1907), в Московской оперетте (с 1911), в петербургском Панаевском театре (1910–1912; был главным режиссером этого театра), в Московском Свободном театре (1913–1914). Монахов обладал баритоном красивого тембра и широкого диапазона. Отточенная техника, дар импровизации, органичное чувство художественной правды сделали его крупным актером оперетты.
Вместе с А.Блоком, М.Горьким, М.Андреевой участвовал в организации Большого драматического театра в Петрограде (БДТ, с 1932 имени М.Горького, с 1992 имени Г.А.Товстоногова). Один из ведущих актеров этого театра. В день открытия (15 февраля 1919) в спектакле Дон Карлос Фр.Шиллера исполнил роль короля Филиппа II. В этом образе проявилось трагедийное дарование Монахова. «Перейдя в драму, Монахов не утратил ни одного из примечательных качеств своего таланта, он раскрыл новые возможности и дал новые обещания» (П.Марков). В БДТ Монахов создал запоминающиеся трагедийные и драматические образы: Франц (Разбойники Шиллера, 1919), Шейлок (Венецианский купец У.Шекспира, 1920), Яго (Отелло Шекспира, 1920), Алексей (Царевич Алексей Д.Мережковского, 1920), Юлий Цезарь (Юлий Цезарь Шекспира, 1922), Ричард (Ричард III Шекспира, 1935). Раскрылся по-новому в БДТ и комедийный талант Монахова: Бенедикт (Много шума из ничего Шекспира, 1919); Маскариль (Смехотворные прелестницы Мольера, 1921) в его исполнении образ «в тонах театра тонкого, придворного и жеманного»; Сганарель (Лекарь поневоле Мольера, 1921) – «в тонах театра площади и балагана», откуда Мольер черпал «грубость комизма и яркость образов»; «пытающий счастье, пронырливый», развязный чудак Труффальдино (Слуга двух господ К.Гольдони, 1921); Мальволио (Двенадцатая ночь Шекспира, 1921), Фигаро (Женитьба Фигаро П.Бомарше, 1926) и др.
На этой сцене актером создан ряд образов нового репертуара: Рузаев (Мятеж К.Лавренева, 1925), Годун (Разлом, 1927), Швандя (Любовь Яровая К.Тренева, 1927), Гороян (Город ветров В.Киршона, 1929), Виктор (Линия огня Н.Никитина, 1931), Бородатый солдат (Достигаев и другие Горького, 1933).
Среди других драматических ролей Монахова: Сезар де Базан (Рюи Блаз В.Гюго, 1921), Обыватель (Бунт машин А.Н.Толстого, 1924), Распутин (Заговор императрицы А.Н.Толстого и П.Щеголева, 1925), Гранатов (Человек с портфелем А.Файко, 1928), Иван Бабичев (Заговор чувств Ю.Олеши, 1929), Юсов (Доходное место Островского, 1933). Одновременно с драматической Монахов продолжал до 1927 г. и свою опереточную карьеру (как гастролер). Снимался в кино.
Монахов «улавливает ритм образа: отсюда возникает медлительное, тягучее нарастание трагедии Алексея и бурная стремительность выходок Труффальдино. Движения Монахова мерны, пластичны и округленны; он не только играет, но в известной мере «танцует» свои роли; его речь музыкальна, даже смех или кашель строится Монаховым как музыкальная фраза... Монахов не очень ограничивает себя текстом роли: авторские слова становятся канвой, по которой Монахов вышивает узоры собственного остроумия, и поводом неожиданных интонаций… Его ощущение стиля позволяет ему быть разнообразным в фарсе и комедии и убедительным в драме… Он неизбежно русифицирует роли, при полном сохранении внешнего стиля и внутреннего рисунка образа… Монахов – актер старой, а не новой формации, старой, а не новой техники. Но эту технику он доводит до предельного мастерства, которое позволяет ничем не маскировать условность технических приемов. Он вполне овладел приемами старого русского театра и обновил их своим сценическим обаянием, заключенным и в полноте творческого захвата, и в глубине творческой энергии, и в смелости комических трюков» (П.Марков).
Умер Монахов в Ленинграде 5 июля 1936.
Монахов Н. Повесть о жизни. Л., 1936
Монахов Н. Моя работа над ролью. Л., 1937
Марков П.А. Спектакли Монахова. – В кн.: Марков П.А. О театре, т. 3. М., 1976
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»