МИРОНОВА, МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА
МИРОНОВА, МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА (1910–1997), русская актриса. Народная артистка СССР (1991). Родилась 24 декабря 1910 (7 января 1911) в Москве. В 1925, окончив семь классов общеобразовательной школы, Миронова поступила в Театральный техникум имени Луначарского. Окончив его, по совету Б.В.Щукина дебютировала во МХАТе 2-м, где проявила себя острохарактерной актрисой в ролях Фанни (Хижина дяди Тома Г.Бичер-Стоу), Маруси (Дело чести И.Микитенко) и др. В том же 1927 выступила в роли Лидии Чебоксаровой (Бешеные деньги А.Н.Островского) на сцене Московского театра транспорта. Затем приняла приглашение в Московский мюзикл-холл, где с успехом сыграла Бонни (Артисты варьете), явив «блистательный пример органического сочетания лучших качеств актрисы драматического театра и эстрады». Публика хорошо принимала ее Раечку (Под куполом цирка И.Ильфа, Е.Петрова и В.Катаева), Лючию (Севильский обольститель Тирсо де Молина), Мишлину (Святыня брака Э.Лабиша).
В начале 1928 Миронова впервые вышла на сцену Колонного зала Дома Союзов как эстрадная актриса с рассказами А.П.Чехова. Миронова придумала номер, а с ним и новый эстрадный жанр – телефонный разговор некой Капы. Номер имел огромный успех, после Капы актриса говорила «по телефону» в образах Дуси, Клавы и др. героинь, которых она «придумывала» сама или с помощью писателей Дм.Угрюмова и В.Полякова. Всех их объединяло празднословие, страсть к сплетням, сенсациям, беспардонность и невежество.
В 1938 Миронова заняла одно из ведущих положений в только что организованном Государственном театре эстрады и миниатюр, играла по две-три роли в один вечер и всегда при аншлагах. В ее репертуаре – Зина (Тщетная предосторожность Н.Погодина), Жена (Без двенадцати двенадцать Л.Ленча), Киса (У актерского подъезда В.Полякова), Прачка (Курортное обозрение С.Михалкова и Л.Ленча) и др. Все образы Миронова доводила до гротеска, играла заразительно смешно.
В 1939 на эстраде появился знаменитый Театр двух актеров – Мироновой и А.С.Менакера (1913–1982). Муж и жена, они психологически тонко разыгрывали сценки вечно ссорящихся супругов. Героини Мироновой, как правило, были агрессивны, деспотичны и невежественны, а герой Менакера всегда оставался слабохарактерным мужем. Каждая сценка занимала не больше пяти минут, но Миронова успевала рассказать о своей героине столько, что у зрителей складывалось впечатление, будто они смотрят многосерийный фильм. У Мироновой был дар мгновенного и полного перевоплощения, как внешнего, так и внутреннего. Более тридцати лет творческий дуэт Мироновой и Менакера радовал зрителей во многих городах страны. Особой популярностью пользовались Говорящие письма Ленча (1949), Дела семейные Б.Ласкина (1954–1955), Кляксы В.Дыховичного и М.Слободского (1959), Волки в городе Л.Шейнина (1964), Семь жен Синей бороды А.Володина (1969), Гражданка Утан Г.Горина и А.Арканова (1969), Мужчина и женщины Л.Зорина (1971) и др.
С 1990 Миронова – в Московском театре-студии под рук.О.Табакова. В 1995 состоялся ее бенефис в театре «Школа современной пьесы». В последний раз актриса вышла на сцену в спектакле Уходил старик от старухи С.Злотникова.
Умерла Миронова в Москве 13 ноября 1997.
Покровский Б. Мария Миронова, Александр Менакер. – В кн.: Мастера советской эстрады. М., 1978
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»