МИЛЬТИНИС, ЮОЗАС ЙОНОВИЧ
МИЛЬТИНИС, ЮОЗАС ЙОНОВИЧ (Miltinis, Juozas) (1907–1994), литовский режиссер, актер, театральный педагог. Заслуженный артист Литовской ССР (1948), народный артист Литовской ССР (1965), народный артист СССР (1973).
Родился 3 сентября 1907 в деревне Дабикине, Литва. Упрямство, трудолюбие и целеустремленность он сохранил на всю жизнь. В начале 1930-х он оказался в труппе театра Шауляя, откуда был вскоре уволен за профессиональную непригодность. В 1931 окончил студию при Каунасском театре. В 1932 без денег, не зная языка, он уехал из буржуазной Литвы в Париж, где поступил в Сорбонну на курс искусств, но вскоре перешел учиться актерскому мастерству в студию Шарля Дюллена. Денег ему едва хватало на еду – один из литовских друзей Мильтиниса посылал ему крохотную стипендию. Его соучениками и друзьями были Ж.-Л.Барро, Ж.Вилар, П.Валери, Ж.Капо, П.Пикассо. Мильтинис выучил французский язык, потом английский и итальянский (а через два года он поставил в Сорбонне О.Уайльда на английском), снимался статистом в фильмах вместе с Барро, участвовал в пантомиме в спектаклях театра «Старая голубятня», готовил самостоятельные отрывки из Мольера, ходил в музеи и на лекции по искусству. Так прошло пять лет, и все это время Мильтинис мечтал о создании театра европейского уровня на родине. Однако когда он попытался вернуться в Шауляй, выяснилось, что там его идеи никому не нужны. Он снова уехал – теперь уже в Лондон.
Окончательное он вернулся в Литву в 1939, когда в Европе началась война. В 1939–1940 руководил театральной студией в Каунасе. В 1940, после установления советской власти в Литве, было решено организовать новый драматический театр в Паневежисе, и Мильтинис получил предложение этот театр возглавить (впоследствии театру было присвоено его имя). Он согласился и уехал в Паневежис с группой артистов-любителей, которые составили ядро студии, а потом и труппы нового театра. В наличии было только небольшое здание с крохотным залом на 320 мест. Все остальное нужно было начинать практически с нуля.
Актеров поселили в монастыре, да и уклад их жизни был аскетичным, с напряженной учебой (не только актерскому мастерству, но и иностранным языкам, истории культуры, хорошим манерам), жестким диктатом руководителя студии и даже его фактическим запретом на личную жизнь. Известный актер Д.Банионис позже вспоминал, что Мильтинис ввел правило: никаких семей в театре, поскольку это могло привести к интригам. Аскетизм распространялся и на творческую жизнь актеров: не приветствовались контакты с публикой – актер должен оставаться загадкой, по окончании спектакля не поднимался занавес для выхода актеров на поклоны – нельзя было смазывать впечатления от спектакля.
Мильтинис не брал в театр профессиональных актеров, на паневежисской сцене играли его воспитанники. При этом строгого учебного плана в студии не существовало, как и определенного срока обучения: Мильтинис полагал, что разным людям необходимо разное время для овладения профессией. Т.н. «студийные часы» (утренние учебно-профессиональные занятия) были введены в правило для всех актеров, репетиции шли после обеда. Но и во время репетиций (для которых этюдный метод был обязательным) актеры оставались учениками режиссера, требовавшего безоговорочного доверия и не допускавшего возражений. Правда, знал своих учеников он досконально, этому способствовали обсуждения прожитой за неделю жизни. Для Мильтиниса была важна личность ученика, он много требовал, но и много давал. Так, при выезде на первые гастроли в 1948 Мильтинис водил труппу по Ленинграду, рассказывая об архитектуре, считал обязательным просмотр лучших спектаклей Москвы и Ленинграда. Сам режиссер не просто смотрел каждый спектакль своего театра, но и вел спектакли как помощник режиссера, позже давая советы каждому из актеров. Он умел делать в театре все, даже собственноручно красил ткани для костюмов, считая, что быть в спектакле мелочей не может.
Однако в 1939 студийцы осваивали профессию с азов. На подготовку к открытию театра ушло около двух лет, первый спектакль – Падь серебряная Н.Погодина состоялся 1 марта 1941. 22 июня началась война, в Литву пришли немцы. Театр продолжал работать и при немцах, и после освобождения. Поначалу на спектакли приходило около 20 зрителей, но постепенно он становился популярным. В 1940 – начале 1950-х Мильтинис поставил спектакли Вольпоне Б.Джонсона, Ревизор Гоголя, Жорж Данден Мольера, Гроза проходит Ю.Паукштялиса, Женитьба Белугина А.Островского, Как закалялась сталь по Н.Островскому, Наследники Рабурдена Э.Золя и др. В 1948 состоялись большие гастроли в Ленинграде и Вильнюсе.
Казалось, пришел успех. Однако в 1953 министр культуры Литовской ССР приказал пересмотреть репертуарную политику театра, в 1954 Мильтинис был снят с поста главного режиссера театра (но ему разрешили закончить спектакль Чайка). Он был переведен на должность режиссера дубляжа Литовской киностудии. Мильтинис переписывался со своими учениками-актерами, снова начал ставить спектакли, только под чужим именем – на афише в постановщиках числились его ученики. К этому периоду, в частности, относится постановка Гедды Габлер Г.Ибсена, одного из лучших его спектаклей, продержавшегося в репертуаре театра около десяти лет.
В 1959 Мильтинис вернулся в театр и поставил блестящие спектакли Иванов А.Чехова и Макбет У.Шекспира. А в 1965 произошло счастливое событие, перевернувшее судьбу режиссера и всего театра. Этим событием стала почти случайная поездка столичных театральных критиков в Паневежис на пути из Вильнюса в Ригу. В состав группы входила известный театральный критик Н.Крымова, которая и опубликовала хвалебную статью о театре Паневежиса в газете «Известия». Мнение столичной прессы оказалось определяющим, Мильтиниса начали хвалить – даже за то, за что ругали раньше. В этом же году он был удостоен Государственной премии Литовской ССР, на Литовской киностудии сняли документальный фильм о режиссере. Началось и строительство нового здания театра. На спектакли Мильтиниса стали приезжать зрители со всей страны, теперь даже жители Паневежиса не всегда могли попасть в свой театр. Кроме бережно сохраняемых в репертуаре прежних спектаклей, Мильтинис поставил новые: Там, за дверью В.Борхерта, Франк V Ф.Дюрренматта, Пляска смерти Ю.Стриндберга и др.
Мильтинис воспитал таких замечательных актеров, как: Д.Банионис, С.Петронайтис, Е.Шулгайте, Б.Бабскаусас, А.Масюлис, К.Виткус, Р.Зданавичюте и др. Его ученики В.Бледис и Г.Карка, кроме актерской деятельности, пришли к режиссуре, а С.Космаусас стал директором театра. Многие из них снимались в кино – художественные принципы работы Мильтиниса с актерами оказались благоприятными для формирования их кинематографического успеха. Мильтинис, при всей жесткости и деспотичности своего характера и ревностного отношения к театру, не препятствовал съемкам своих актеров в кино.
Вышел на пенсию в 1980, жил замкнуто. Умер в 1994 в Паневежисе. Свою огромную библиотеку он завещал городской библиотеке Паневежиса.
Татьяна Шабалина
Крымова Н. Секреты Паневежиса. В кн., ее же: Имена. Рассказы о людях театра. М., 1971
Портреты режиссеров. Завадский, Мильтинис, Равенских, Любимов. М., 1977
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»