МЕРКУРЬЕВ, ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
МЕРКУРЬЕВ, ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1904–1978), русский актер, режиссер. Родился в г. Острове Псковской области 24 марта (6 апреля) 1904. В 1926 окончил Ленинградский институт сценического искусства (педагог Л.С.Вивьен). Сценическую деятельность начал в 1920 в городском театре Острова. В 1928–1937 актер Ленинградского театра актерского мастерства. Под руководством Вивьена формировалось умение молодого актера создавать характеры реалистические, жизненно полнокровные. С 1937 – актер Ленинградского театра драмы им. А.С.Пушкина (ныне Александринский театр). Первым спектаклем Меркурьева, в котором он сыграл главную роль, был Правда хорошо, а счастье лучше (1926) по пьесе Островского. Эту роль он продолжал играть всю жизнь в Ленинградском Государственном Академическом театре им. А.С.Пушкина. Работал с корифеями российской сцены Ю.Юрьевым, Е.Корчагиной-Александровской, Б.Гориным-Горяиновым. Занимался педагогической деятельностью. В 1932–1941, в 1946–1948 готовил национальные выпуски Ленинградского университета театра, музыки и кино. В 1941 Меркурьев и И.Мейерхольд, жена артиста, дочь Вс.Мейерхольда выпустили осетинскую студию и помогли ей оформиться в творческий коллектив. Во время Великой отечественной войны Ленинградский театр был эвакуирован в Новосибирск. Меркурьев с женой в городе Нарым Новосибирской области создали первый профессиональный театр. После войны Меркурьев продолжал педагогическую деятельность. Вместе с И.Мейерхольд и своими выпускниками создал в Выборге театр драмы. В основе труппы драматического театра в Чимкенте были выпускники Меркурьева и Мейерхольд. Меркурьев создал на сцене Ленинградского театра им. А.С.Пушкина образы Грознова, Николая (Правда хорошо, а счастье лучше, Поздняя любовь Островского); Фамусова (Горе от ума А.Грибоедова), Меньшикова (Петр I А.Н.Толстого), Максимова (За тех, кто в море Б.Лавренева), Василия Бортникова (Высокая волна Г.Николаевой), Павла Михайловича (Сонет Петрарки Н.Погодина), Прокофьева (Сын века Куприянова), Мальволио (Двенадцатая ночь) и других. Он остро чувствовал жанр комедии, сценическое существование его комических героев отличалось непринужденностью и простотой. Врожденный юмор, живописная яркость комедийных характеристик приближает Меркурьева к идеальному типу комедийного актера (Мальволио). Поисками типичности, психологической многоплановости была отмечена работа над многими драматическими ролями. Меркурьев играл на сцене вместе с замечательными русскими артистами – Н.Симоновым, Н.Черкасовым, Ю.Толубеевым, К.Скоробогатовым, В.Честноковым. Работал как режиссер (Мещане, Три сестры, Чапаев). Показал себя в режиссуре как художник бескомпромиссный, глубокий и светлый. Много снимался в кино. За участие в фильмах Глинка (1947), Повесть о настоящем человеке (1949), Донецкие шахтеры (1952) получил Сталинские премии.
Умер Меркурьев в Москве 12 апреля 1978.
Цимбал С. Василий Меркурьев. Л.–М., 1963
Персидская О. Живая традиция (творческий портрет). – Театральная жизнь, 1974, № 14
Дмитревская М. Корифеи (творческий портрет). – Театр, 1982, № 2
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»