МЕНЬШИКОВ, ОЛЕГ ЕВГЕНЬЕВИЧ
МЕНЬШИКОВ, ОЛЕГ ЕВГЕНЬЕВИЧ (р. 1960), русский актер театра и кино. Заслуженный артист России (1995). Трижды лауреат Государственной премии РФ (1995, 1997, 1999). Родился 8 ноября 1960 в Серпухове. В 1977–1981 учился в Высшем Театральном училище им. Щепкина (курс В.Монахова, Н.Афонина). Первая экранная работа – Шурка Доминиани в телефильме Жду и надеюсь (1980, реж. С.Шахбазян) – прошла незамеченной, тогда как эпизодическая роль Кирилла в Родне (выход на экран 1982, реж. Н.Михалков) заставила обратить внимание на одаренного актера. Роль Костика Ромина в телефильме Покровские ворота (1981, реж. М.Козаков) предемонстрировала широту возможностей Меньшикова – почти избыточный артистизм, отточенность и изящество пластики, музыкальность. Окончив училище, Меньшиков работал в Малом театре, затем в Театре Советской Армии, где играл главные роли в спектаклях Часы без стрелок (Васюков), Лес (Буланов), Рядовые (0дуванчик), Идиот (Ганя Иволгин). Снимался в картинах Р.Балаяна Полеты во сне и наяву (1983, друг Алисы) и Поцелуй (1983, офицер). В 1985–1989 работал в Театре им. М.Ермоловой, в сотрудничестве с режиссером В.Фокиным в спектаклях Говори (секретарь обкома), Спортивные сцены 81 года (Сергей Лукин) и Второй год свободы (Робеспьер) способствовал превращению театра в один из ярчайших творческих коллективов Москвы.
Кино охотно эксплуатировало обаяние и мастерство Меньшикова, то предлагая невыразительные роли (Капитан Фракас, Мой любимый клоун, оба 1986), то загоняя его в амплуа холодных, опустошенных негодяев (Володя большой и Володя маленький, 1985; Брызги шампанского, 1989; Жизнь по лимиту, 1990). Исключением стала роль морского офицера Сергея Артеньева в фильме Моозунд (1989, реж. А.Муратов). В начале 1990-х годов Меньшиков стал работать в системе антрепризы. В спектакле Калигула (Театр им. Моссовета, реж. П.Фоменко) он играл Гая Цезаря Калигулу, из нежного, утонченного мальчика превращавшегося в кровожадное чудовище. Похожее превращение претерпевал и Андрей Плетнев, современный вариант Раскольникова, из фильма Дюба-дюба (1992, реж. А.Хван). Сыграв Сергея Есенина в постановке лондонского театра «Глобус» Когда она танцевала и получив за нее премию Лоуренса Оливье Британской академии искусств, Меньшиков поставил в Москве спектакль N, где исполнил роль знаменитого танцовщика Вацлава Нижинского. Эта работа, как прежде Калигула, стала театральной легендой. В 1995 для поддержки молодых актеров Меньшиков организовал «Театральное Товарищество 814».
Наиболее ярким кинематографическим созданием Меньшикова стал Митя из Утомленных солнцем (1994, реж. Н.Михалков, премия «Оскар», 1995, Госпремия России, 1995, премия «Ника» за лучшую мужскую роль, 1995). Мотив превращения интеллигента-дворянина в беспощадного сотрудника НКВД проведен актером с ужасающей достоверностью. Лицедейский дар Меньшикова достиг здесь той грани, за которой трудно отделить личность исполнителя от персонажа. Не менее органичен он в роли Сашки-Слая (Кавказский пленник, реж. С.Бодров, Госпремия России, 1997, номинация на «Оскар», 1997), сделавшего войну своей профессией. В образе юнкера Андрея Толстого из фильма Сибирский цирюльник (реж. Михалков, 1998) актер вынужден был не только «помолодеть» на 18 лет, но и решительно сменить амплуа – сыграть пылкого влюбленного.
В 1998 Меньшиков сыграл Чацкого в собственном спектакле Горе от ума, предлагавшем спорную, но постановочно эффектную трактовку классической пьесы. Снялся в фильме французского режиссера Р.Вернье Восток – Запад (1999, номинация на «Оскар», 1999), где создал драматичный образ репатрианта Алексея Головина. В 2000 Меньшиков поставил спектакль Кухня, где сыграл также главную роль.
Другие фильмы с участием Меньшикова: Михайло Ломоносов (тв), Полоса препятствий (оба 1984); По главной улице с оркестром (1986); Лестница (1989); Яма (1990); Мама (1999); Статский советник (2005); Золотой теленок (2006); Доктор Живаго (2006).
Лындина Э. Олег Меньшиков. М., 1999
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»