МАРЦЕВИЧ, ЭДУАРД ЕВГЕНЬЕВИЧ
МАРЦЕВИЧ, ЭДУАРД ЕВГЕНЬЕВИЧ (1936–2013), русский актер, режиссер. Народный артист РСФСР (1987). Родился 29 декабря 1936 в Тбилиси в актерской семье. После окончания в 1959 Театрального училища им. М.С.Щепкина (курс К.А.Зубова) работал в Театре им. Вл.Маяковского. Дебютировал в 1961 в роли Гамлета (Гамлет У.Шекспира, реж. Н.Охлопков). Марцевич был третьим исполнителем Гамлета в охлопковском спектакле (до него эту роль играли Е.Самойлов и М.Козаков). По определению А.Штейна, Гамлет Марцевича был «очень возвышенный», «очень прозрачный», «юность мира… Эмоции и интеллект, благородство сердца и благородство души, чистота юности, перед которой отступает все грязное, низкое, вчерашнее». Среди других ролей – Валерик (Проводы белых ночей В.Пановой), Эдип (Царь Эдип Софокла), Савин (Время тревог А.Чаковского и П.Павловского).
В роли Сергея (Иркутская история А.Арбузова) актер создал «убедительный романтический образ современного героя, образ кристальной, алмазной душевной чистоты и честности. Тему безупречной человеческой порядочности, ответственности Марцевич как бы романтизировал, поэтизировал…» (Б.Львов-Анохин). Одновременно выступал на концертных площадках, на радио и телевидении с чтецкими программами, которые отличало глубокое постижение авторского замысла и стиля, вкус, мастерство исполнения.
С 1969 в Малом театре. Первые роли здесь: Мешем (Стакан воды Э.Скриба), Дон Жуан (Каменный хозяин Л.Украинки), Аркадий Кирсанов (Отцы и дети по И.Тургеневу). Актер удивительно тонкой нервной организации, необыкновенной внешней и внутренней пластичности, сохраняющий непосредственность, искренность, Марцевич создал в 1970-е годы сложные образы классического репертуара: Кисельников (Пучина А.Островского), «трагическая тема растоптанной и поруганной человеческой личности», и Алеша Валковский (Униженные и оскорбленные по Ф.Достоевскому), «юноша с беспомощной душой ребенка» – на сцене Малого театра; Райский (Обрыв по И.Гончарову, 1973) и Петя Трофимов (Вишневый сад А.Чехова, 1976) – телеспектакли в постановке Л.Хейфеца.
Марцевич обладал редкой способностью «к романтическому порыву, к взлету чувств, к особой лирической «откровенности» на сцене. Актеру была подвластна острая характерность, его Репетилов (Горе от ума А.Грибоедова) «неистов, воспален в своей простодушной экзальтации». Фиеско (Заговор Фиеско в Генуе Фр. Шиллера) в исполнении Марцевича «изначально чист сердцем, искренне хочет свободы и добра. Но постепенно овладевающая им страсть властолюбия разрушает блистательную цельность его натуры. Актер показывал, что яд честолюбия может омрачить самый ясный ум, отравить самую чистую душу». Марцевич-Федор (Царь Федор Иоаннович А.Толстого) «вдохновенен, даже тонко изобретателен, наивно хитер в исполнении той миссии добра, которую он избрал для себя и для которое действительно призван». По-иному, неожиданно раскрылся актерский талант Марцевича в роли Дугина (Рядовые А.Дударева). Здесь его герой обрел «благородную, трагическую сухость, рыцарственное мужество, горькую и глубокую зрелость, твердость характера, которых не хватало его прежним лирическим созданиям».
Среди других ролей – Елисей (Инженер Е.Каплинской), Грегор (Средство Макропулоса К.Чапека), Психиатр (Возвращение на круги своя И.Друцэ), Иван фон Крижовец (Агония М.Крлежи), Ухтищев (Фома Гордеев по М.Горькому), «грациозно ребячливый и изящно легкомысленный» Князь Бельский (Касатка А.Толстого), Райский (Обрыв по Гончарову), Веточкин (Холопы П.Гнедича), Князь К. (Дядюшкин сон по Достоевскому), Лыняев (Волки и овцы А.Островского), Войницкий (Дядя Ваня Чехова), Василий Шуйский (Царь Борис А.Толстого) и др.
В разные годы поставил спектакли Старый дом А.Казанцева, Обыкновенная история по Гончарову и Иванов А.Чехова (в Паневежском театре в Литве), Материнское поле по Ч.Айтматову, Отец А.Стриндберга (1989, сыграл Ротмистра), Не было ни гроша, да вдруг алтын Островского (1993, сыграл Крутицкого), На дне М.Горького (1993), Воскресение по Л.Толстому (1998).
Снимался в кино и на телевидении. Дебютировал на экране в роли Аркадия Кирсанова (Отцы и дети, 1958). Сыграл более чем в 60-ти фильмах, среди них Аннушка (реж. Б.Барнет, 1959), Война и мир (Борис Друбецкой, реж. С.Бондарчук, 1965–1967), Красная палатка (реж. М.Калатозов, 1969), Ищу свою судьбу (1974), Семейные обстоятельства (1977), Карл Маркс. Молодые годы (Генрих Гейне, 1979), Идеальный муж (1980), Женщина в белом (1981), Звезда и смерть Хоакина Мурьеты (1982), Россия молодая (Лефорт, 1982), Канкан в английском парке (1983), ТАСС уполномочен заявить… (1984), Странная история доктора Джекила и мистера Хайда (1985) и др.
Умер Э.Е.Марцевич 12 октября 2013 в Москве.
Штейн А. Повесть о том, как возникают сюжеты. М., 1965
Львов-Анохин Б. Эдуард Марцевич. – Театральная жизнь, 1987, № 8
Заславская А. Эдуард Марцевич. – Московский наблюдатель, 1993, № 2
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»