МАНСУРОВА (ВОЛЛЕРШТЕЙН), ЦЕЦИЛИЯ ЛЬВОВНА
МАНСУРОВА (ВОЛЛЕРШТЕЙН), ЦЕЦИЛИЯ ЛЬВОВНА (1897–1976), русская актриса. Народная артистка СССР (1971). Родилась 8 марта 1897 в Москве, в семье инженера. В 1919 окончила юридический факультет Киевского университета. С 1919 студентка, затем артистка Студии Евгения Вахтангова (с 1926 – Театр им. Евг. Вахтангова). В историю театра Мансурова вошла прежде всего как первая исполнительница роли принцессы Турандот в знаменитом спектакле Вахтангова (1922). Вслед за очаровательной, эксцентричной Турандот актриса в начале творческого пути сыграла в спектакле по Театру Клары Гасуль П.Мериме наделенную взрывной силой темперамента испанку донью Урраку (Рай и ад, 1924); изворотливую, хитроумную Зойку в булгаковской Зойкиной квартире (1926); легкомысленную юную Ксению в Разломе Б.Лавренева (1927); угловатую, строптивую, но способную глубоко чувствовать Шурку (Егор Булычев и другие, 1932). Ученица Вахтангова, верная его эстетическим принципам, преданная единственному в ее жизни театру, Мансурова – актриса высокой сценической культуры, острой театральной формы, выразительной законченности пластического рисунка. Изысканным чувством стиля, артистизмом, тонким лиризмом и особой, вахтанговской иронией отмечены ее работы более поздних лет: Беатриче в шекспировском Много шума из ничего (1936), Роксана в Сирано де Бержераке Э.Ростана (1942), Филумена Мартурано в одноименной пьесе Э. Де Филиппо (1956). «Изысканность чувств и мастерскую отточенность, артистизм» отметил в этой роли актрисы автор пьесы. Основным партнером Мансуровой был Р.Симонов; дуэт этих двух истинных наследников Вахтангова (Много шума из ничего, Сирано де Бержерак, Филумена Мартурано) на протяжении десятилетий оставался своеобразным символом искусства театра, носящего имя великого режиссера. С 1925 Мансурова преподавала в Училище при Театре им. Вахтангова (с 1939 – Театральное училище им. Б.В.Щукина), профессор (с 1946).
Умерла Мансурова в Москве 22 января 1976.
Первая Турандот. М., 1986
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»