МАКСАКОВА, ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА
МАКСАКОВА, ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА (р. 1940), русская актриса. Народная артистка РСФСР (1980), лауреат Государственной премии (1995). Родилась 26 сентября 1940, дочь оперной певицы М.П.Максаковой. До поступления в театральное училище окончила Центральную музыкальную школу по классу виолончели. По окончании Театрального училища им. Б.Щукина (курс В.А.Этуша, 1961) была принята в театр им. Евг. Вахтангова, на сцену которого выходила еще студенткой.
В театре Максакова получила сразу две роли: Маши Чубукова в Стряпухе замужем А.Софронова (1961) и Маши в Живом трупе Л.Н.Толстого (1962). Темперамент и пластичность, музыкальность и чувство ритма, умение сочетать комическое с трагическим как нельзя кстати пришлись для роли Адельмы в Принцессе Турандот К.Гоцци, возобновленной театром в 1963. Мастерство перевоплощения позволило Максаковой достигнуть совершенства в водевиле. Так, в спектакле Старинные русские водевили (1980) (водевиль Дайте мне старуху! В.Савинова) актриса создавала пять разнообразных женских образов.
После смерти руководителя театра Р.Н.Симонова Максакова работала с разными постановщиками, в том числе с А.Ремизовой (Мамаева, На всякого мудреца довольно простоты А.Островского, 1968); с В.Шлезингером (Николь, Мещанин во дворянстве Мольера, 1969); с Л.Варпаховским (Жанна, Выбор А.Арбузова, 1971); с югославским режиссером Мирославом Беловичем (Шарлотта, Господа Глембаи М.Крлежи, 1975, и Дзайра, Великая магия Э.де Филиппо, 1979), с польским режиссером А.Ковальчиком (Жорж Санд, Лето в Ноане Я.Ивашкевича, 1976); с Р.Капланяном (Леди Анна, Ричард III У.Шекспира, 1976), с Е.Симоновым (Соня, Леший, 1979), с А.Белинским (герцогиня Мальборо, Стакан воды Э.Скриба, 1988).
Особые страницы в творчестве Максаковой – участие в спектаклях таких полярных по мироощущению и сценическому почерку режиссеров, как Р.Виктюк и П.Фоменко. Максакова сыграла в постановках Виктюка на сцене вахтанговского театра: Анна Каренина М.Рощина по роману Л.Толстого (Анна, 1983), Дама без камелий Т.Раттигана (Паола, 1990), Соборяне Н.Садур по Н.Лескову (Бизюкина, 1992), Я тебя больше не знаю, милый А.де Бенедетти (Луиза, 1994). Участвовала в спектакле «Театра Романа Виктюка» Полонез Огинского Н.Коляды (Таня, 1994). В 1990 Максакова дебютировала как режиссер-ассистент в спектакле Виктюка Уроки мастера Д.Паунелла, поставленном им в вахтанговском театре.
В 1993 на так называемой «сцене в буфете», со звездным актерским составом, Фоменко поставил Без вины виноватые Островского. Неукротимую интриганку Коринкину Максакова сыграла остро, безудержно, гротесково, почти по-цирковому, с внезапными непредсказуемыми перепадами в сторону драматизма. Если в Без вины виноватых Максакова была для Фоменко одной из драгоценных красок, которых в его распоряжении было несколько (в первую очередь Ю.Борисова и Ю.Яковлев), то спектакли Пиковая дама по Пушкину (1996) и Воскрешение, или Чудо святого Антония М.Метерлинка (1999) ставились режиссером во многом «для Максаковой».
Максакова снималась также в кино: Жили-были старик со старухой Г.Чухрая (1964, Нина), Плохой хороший человек И.Хейфица (1974, Надежда Федоровна), Осень А.Смирнова (1974, Марго), Отец Сергий И.Таланкина (1978, Маковкина), Поездки на старом автомобиле П.Фоменко (1985, Зоя Павловна), По главной улице с оркестром П.Тодоровского (1986, Алла), Десять негритят С.Говорухина (1987, мисс Брент), Му-му Ю.Грымова (1998) и др.
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»