ЛУСПЕКАЕВ, ПАВЕЛ БОРИСОВИЧ
ЛУСПЕКАЕВ, ПАВЕЛ БОРИСОВИЧ (1927–1970), русский актер. Родился в Луганске 20 апреля 1927. Отец – из нахичеванских армян, давно обосновавшихся на ростовской земле, работал мясником; мать – донская казачка. Поступив во время войны в ремесленное училище, Луспекаев с ним эвакуировался во Фрунзе, работал слесарем. В 1943 ушел добровольцем на фронт (разведчик опергруппы Украинского фронта). Демобилизовавшись после тяжелого ранения, работал артистом вспомогательного состава в Ворошиловградском областном русском драматическом театре (1944–1946), откуда был направлен учиться в театральный институт в Москву. Блестяще окончив в 1950 Театральное училище им. М.С.Щепкина (курс К.А.Зубова), начал свой творческий путь в Тбилиси, в Государственном драматическом русском театре им. А.С.Грибоедова, где среди прочих ролей сыграл Хлестакова в гоголевском Ревизоре, Тригорина в чеховской Чайке, и с особым успехом – Алексея в Оптимистической трагедии Вс.Вишневского. В 1956 Луспекаев – актер Киевского театра русской драмы им. Леси Украинки.
Дебют в этом театре в роли Бакланова (Второе дыхание А.Крона, 1957) обещал яркую карьеру; в 1959 Луспекаев был приглашен Г.А.Товстоноговым в ленинградский Большой драматической театр им. М.Горького (БДТ) на роль Черкуна в горьковских Варварах (1959). Дебют сразу заявил о том, что в труппе БДТ появился актер особой неповторимой индивидуальности: необычайная сила темперамента, мужественная стать, прекрасные внешние данные, обаяние юмора. В Черкуне, предстающем на сцене чаще всего лишь жестоким и безвольно-опустошенным, у Луспекаева сочетались цинизм и огромный чувственный дар наслаждаться жизнью, в нем были тоска, горькая усталость, но и незаурядная жизненная энергия; то, что она растрачивалась бесцельно, оборачивалась злом, оказывалось трагедией. Вслед за Черкуном актер сыграл стихийного, не задумывающегося до поры над жизнью Виктора в Иркутской истории А.Арбузова (1960), патетичного и сдержанного мудрого негра Галлена в Не склонивших головы Н.Дугласа и Г.Смита (1961); его появление в эпизодической роли Бонара в Четвертом К.Симонова (1961) было одной из главных удач спектакля. Блистательные репетиции в Горе от ума А.С.Грибоедова обещали Скалозуба (оставшегося не сыгранным) такой наивности и упоенности жизнью, что отступала на задний план традиционно трактуемая солдафонная тупость этого персонажа. Последней ролью актера в БДТ стал Макар Нагульнов (Поднятая целина по М.Шолохову, 1964).
Судьба Луспекаева сложилась трагично. Еще молодым человеком он тяжело болел, перенес частичную ампутацию ступней и в 1967 вынужден был покинуть театр. Великое мужество актера позволило ему не оставить профессию. В последние годы жизни он активно снимался в кино, на телевидении. Его телевизионные роли – Ноздрев в гоголевских Мертвых душах (1969, режиссер А.Белинский), Матвей Кожемякин в инсценировке романа М.Горького (1968, режиссер И.Сорокина) – еще раз продемонстрировали мощь темперамента, редчайшую органичность сценического бытия и безошибочное ощущение как комедийного, так и драматического начал.
Среди многих ролей актера в кино (фильмы Капроновые сети, Республика Шкид Г.Полоки и др.), в истории навсегда остался Верещагин в Белом солнце пустыни (1970, режиссер В.Мотыль; Государственная премия 1997, посмертно), открывший возможность психологической глубины в редком для русского кинематографа жанре вестерна. Луспекаев скоропостижно скончался на съемках фильма Вся королевская рать (по роману Роберта Пена Уоррена), где играл роль Вилли Старка.
Красивые, прочно стоящие на земле герои Луспекаева жили жадно, упоенно, стремительно. Не сомневаясь и не оглядываясь назад, они были чужды рефлексивной надломленности и подчеркнутой интеллектуальности. В годы преобладания сдержанной, остраненной манеры исполнения Луспекаев нес с собой безудержную стихию эмоциональности и открытый мощный темперамент.
Умер Луспекаев в Москве 17 апреля 1970.
Луспекаев П. Воспоминания об актере. Л., 1977
Ланина Т. Павел Луспекаев. – В кн.: Созвездие муз на телеэкране. М., 1981
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»