ЛУКЬЯНОВ, СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
ЛУКЬЯНОВ, СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1910–1965), русский актер театра и кино. Народный артист РСФСР (1952). Лауреат Государственных премий СССР (1951, 1952). Родился 14 (27) сентября 1910 в с.Нижнем Донецкой области (Украина). Рос в шахтерской семье, учился в горнорудном училище, девять лет работал шахтером, занимался в кружке театральной самодеятельности. Талант самодеятельного артиста был настолько очевиден, что в 1929 после одного из спектаклей Лукьянову предложили попробовать себя на профессиональной сцене, он был приглашен в Донбасский театр. Затем в разные годы был актером Харьковского Краснозаводского театра (1929–1931), Театра имени Евг.Вахтангова (1942–1955), Театра имени Маяковского (1955–1956), МХАТа имени М.Горького (1956–1963), Театра имени Евг.Вахтангова (1963–1965).
Человек легендарного темперамента, поразительно азартный, любым делом занимавшийся с полной самоотдачей, Лукьянов прославился своими ролями в театре, хотя за театральную работу (образ Егора Булычева в пьесе М.Горького Егор Булычев и другие; фильм-спектакль, 1953) получил Государственную премию СССР уже после того, как был награжден Государственной премией за фильм Кубанские казаки (1950).
С роли председателя колхоза-миллионера Гордея Ворона, человека искреннего и пылкого, неспособного иногда сдержать свои порывы и страсти, и началась слава Лукьянова-киноактера. Он замечательно вписался в стиль, который правильнее назвать не «соцреализмом» в кино, а «пырьевским реализмом», где на фоне преувеличенно роскошных утопических декораций разыгрывались страсти, может быть, и мелодраматически преувеличенные, но вполне вероятные. В кубанке, сапогах и полувоенной одежде, с наборным кавказским ремешком, персонаж Лукьянова воплощал надежду на счастье – с такими людьми отстроится жизнь, вновь возникнут семьи, только такого может полюбить вдова, хранящая память о муже, не вернувшемся с фронта.
Совсем иной персонаж – Бортников из фильма В.Пудовкина Возвращение Василия Бортникова (1953), ему лишь предстоит медленное и мучительное вживание в жизнь. Этот вышедший из госпиталя человек, изможденный войной, должен собрать силы, чтобы бороться.
В фильме И.Хейфица Большая семья (1954), где актер играет главу рабочей династии корабелов, роль возрастную, Лукьянов поражает искусством перевоплощения. Матвей Журбин – человек старый, но не дряхлый, голос его подрагивает не от возраста, а от драматического разлада с самим собой – он уже не может работать разметчиком, не те глаза. В фильме Хейфица, отмеченном замечательными актерскими работами, масштаб игры Лукьянова совпадал с масштабом игры других актеров, но там, где масштаб таланта или темперамент партнеров был несоизмерим с талантом и темпераментом Лукьянова, он попросту разрывал ткань повествования. Так получилось с фильмом Капитанская дочка (1958), где актер сыграл Пугачева.
По-своему живы и убедительны полковник Афанасьев, абсолютно положительный герой из фильма Дело Румянцева (1956), и оборотень Золотницкий, затаившийся со времен войны предатель из фильма Государственный преступник (1964). Актер продемонстрировал здесь необычайно психологически тонкую игру: когда Золотницкого, маскировавшегося под честного человека, разоблачают, его скрытый облик вдруг проявляется через перемену легчайших теней на лице, мускулы затвердевают в маску.
Умер Лукьянов в Москве 1 марта 1965.
Евгений Перемышлев
Айзенштат О. Человек из народа. – Театр, 1950, № 11
Мацкин А. «Егор Булычев» в театре им. Евг. Вахтангова. – Театр, 1952, № 4
Ясколько Е. Дорогой современника. – Театральная жизнь, 1962, № 10
Дунина С. С.Лукьянов. М., 1963
Актеры советского кино, вып. 12. М., 1976
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»