ЛИ, НАТАНИЭЛ
ЛИ, НАТАНИЭЛ (Lee, Nathaniel) (1653–1692), английский драматург, признан одним из выдающихся авторов трагедии эпохи Реставрации. Родился, вероятно, в 1653 в Уолтэмстоу (графство Эссекс), впрочем, точные дата и место рождения неизвестны. Учился в школе Чартерхаус-Скул в Лондоне; в 1665 поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета, в 1669 получил степень бакалавра искусств. Потерпев неудачу на сценических подмостках Лондона, стал драматургом.
Его ранние пьесы – написанные на историческом материале трагедии, тяготеющие к героической драме. Нерон (Nero, 1674) не имел особенного успеха, две последующие пьесы, Софонизба (Sophonisba, 1675) и Глориана (Gloriana, 1676), снискали большую популярность. Четвертая пьеса, Царицы-соперницы, или Смерть Александра Великого (The Rival Queens, or the Death of Alexander the Great, 1677), – первая трагедия эпохи Реставрации, написанная белым стихом, а не героическими двустишиями. В 1678 Ли создал две пьесы – Митридат, Понтийский царь (Mithridates, King of Pontus) и Эдип (Oedipus), последнюю в соавторстве с Д.Драйденом.
С этого времени в творчестве Ли наступила полоса неудач. Его следующая пьеса Резня в Париже (The Massacre of Paris) была запрещена по политическим мотивам, ибо в ней содержались отголоски так называемого Папистского заговора, взбудоражившего тогда всю Англию. Пьеса Цезарь Борджиа (Caesar Borgia, 1679) была встречена публикой прохладно. Но Ли взял реванш, написав свою единственную комедию Принцесса Клевская (The Princess of Cleve, 1680) – по роману М.Лафайет. За ней последовала сентиментальная трагедия Феодосий, или Сила любви (Theodosius, or the Force of Love, 1680). В конце того же года был поставлен Луций Юний Брут (Lucius Junius Brutus), но после шести представлений спектакль был запрещен за проповедь республиканских идей. В 1682, рассорившись с вигами, Ли примкнул к тори и в соавторстве с Драйденом написал пьесу Герцог Гиз (The Duke of Guise), которой постарался угодить двору Карла II. Пьеса Константин Великий (Constantine The Great, 1683) прозвучала как апология тори.
Последние годы жизни Ли были трагическими. В ноябре 1684 врачи объявили его психически больным и поместили в Бедлам (психиатрическую Вифлеемскую Королевскую больницу), где он пробыл до 1688. После больницы он не написал ни строчки. Умер Ли в Лондоне в начале мая 1692.
Ответь на вопросы викторины «Литературная викторина»