ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА ТЕАТР
ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА ТЕАТР (известен под названиями Малый, Суворинский), существовал в С.-Петербурге-Петрограде в 1895–1917 в здании бывшего Апраксинского театра на Фонтанке (ныне в этом здании находится АБДТ им. Г.А.Товстоногова). Открылся 17 сентября 1895 спектаклем Гроза А.Н.Островского (реж. Е.П.Карпов). Организован при Литературно-артистическом кружке П.П.Гнедичем, П.Д.Ленским и А.С.Сувориным на паях. Вскоре превратился в частное предприятие самого крупного из трех пайщиков – Суворина. Несколько раз за время существования менял свое название. В 1895–1899 – Театр Литературно-артистического кружка, затем – Театр Литературно-художественного общества (1899–1912), Театр Литературно-художественного общества им. А.С.Суворина (1912–1917). В обиходе на протяжении всего существования назывался Малым, или Суворинским. С этим театром связано значительное число воспоминаний крупнейших русских артистов, многие из которых в разное время играли на его сцене. Поначалу был в числе самых прогрессивных театров России, это касалось и репертуара, и состава труппы. Суворинскому театру принадлежит честь первых постановок таких произведений, как Власть тьмы Л.Н.Толстого (1895), Царь Федор Иоаннович (1898, премьера состоялась 12 октября, за два дня до того, как трагедией Толстого открылся Московский Художественно-общедоступный театр; в роли царя Федора блистательно выступил П.Н.Орленев), Дети Ванюшина С.А.Найденова (1901). В репертуаре театра были спектакли (большинство постановок принадлежит Е.П.Карпову) Кукольный дом и Доктор Штокман Х.Ибсена, Трудовой хлеб, Бедность не порок, На всякого мудреца довольно простоты Островского, Преступление и наказание и Братья Карамазовы по Ф.М.Достоевскому, Ганнеле и Микаэль Крамер Г.Гауптмана, Макбет и Укрощение строптивой Шекспира, Принцесса Греза Э.Ростана, Нахлебник И.С.Тургенева, Тайна души М.Метерлинка, Смерть Тарелкина (Веселые расплюевские дни) А.В.Сухово-Кобылина и др.
В разные годы в труппе Суворинского театра играли такие выдающиеся мастера отечественной сцены, как Б.Глаголин, П.Орленев, Л.Яворская, А.Глама-Мещерская, В.Далматов, М.Домашева, Е.Корчагина-Александровская, Н.Музиль-Бороздин, А.Пасхалова, Е.Рощина-Инсарова, Н.Рыбников, П.Стрепетова, И.Судьбинин, В.Качалов (он играл здесь в течение сезона 1896–1897 второстепенные роли), З.Холмская, К.Яковлев и многие другие.
Постепенно Суворин и его основной режиссер Карпов все больше ориентируются на вкусы обывательских, мещанских кругов, в репертуаре начинают главенствовать мелодрамы, псевдопроблемные пьесы, развлекательные комедии. Это становится началом глубокого разлада Суворина со значительной частью труппы. В частности, Орленев начинает широкую деятельность артиста-гастролера, лишь время от времени показываясь на сцене Суворинского театра. В конце 1900 в театре разразился скандал, получивший широкий резонанс в общественной жизни Петербурга, и, по свидетельству Б.А.Горина-Горяинова, «это событие сыграло довольно существенную роль в истории развития общественного сознания актерской среды». С.К.Литвин-Эфрон в соавторстве с В.Крыловым предложил Суворинскому театру пьесу Контрабандисты (первонач. название Сыны Израиля), и решение о постановке пьесы стало одним из первых случаев в истории отечественного театра размежевания труппы театра по чисто политическим мотивам. Антисемитские взгляды Суворина были хорошо известны, и пьеса Контрабандисты была расценена как попытка объявить антисемитизм официальной правительственной политикой. Л.Яворская публично отказалась от главной роли, муж актрисы князь Барятинский в своей газете «Северный курьер» (22 ноября 1900) писал: «Возбуждая страсти и дурные инстинкты толпы, антисемитизм на сцене может привести к новым погромам». Следующим отказался от роли еще один из ведущих артистов, К.Яковлев. Студенческий кружок «Полярная звезда» принял решение о срыве премьеры. 23 ноября премьера была назначена (Суворин уехал в Москву, предчувствуя скандал), но спектакль был сорван несмотря на то, что театр был полон полиции. Было арестовано около 100 человек, а 24 ноября издано предписание всем газетам и журналам «воздержаться от сообщений о спектакле Контрабандисты». Под давлением вернувшегося в Петербург Суворина часть артистов (37 человек) подали в дирекцию театра прошение об увольнении Яворской как зачинщицы скандала. После этого была предпринята попытка еще раз показать Контрабандистов (за полчаса до начала объявленная по афише Медея была заменена Контрабандистами, но это оказался единственный спектакль). 20 августа 1901 произошел пожар, в результате чего сгорели многие декорации и костюмы, и театр вынужден был открыть сезон в помещении Панаевского театра. С 1914 театр отделился от Литературно-художественного общества. Его владельцами стали наследники Суворина, его сыновья М.А. и А.А.Суворины.
См. также ТЕАТР.
Журнал Театра Литературно-художественного общества, № 1–10. СПб, 1907–1910
Карпов Е.П. А.С.Суворин и основание Театра Литературно-артистического кружка. – Исторический вестник, 1914, август-сентябрь
Горин-Горяинов Б.А. Актеры. Из воспоминаний. Л. – М., 1947
Орленев П.Н. Жизнь и творчество русского актера Павла Орленева, описанные им самим. Л. – М., 1961
Дневник Алексея Сергеевича Суворина. М., 1999
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»