ЛИФАРЬ, СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
ЛИФАРЬ, СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (Lifar, Serge) (1905–1986), русский артист балета, балетмейстер, теоретик танца, работавший во Франции. Родился в Киеве 2 (15) апреля 1905. Первые навыки в искусстве танца получил в студии Б.Ф.Нижинской в 1921. С 1923 жил во Франции, где работал в 1923–1929 в труппе «Русский балет Сергея Дягилева» и обучался у Э.Чекетти и ряда русских педагогов. Быстро усовершенствовав технику, стал превосходным классическим танцовщиком лирико-романтического плана и занял ведущее положение в труппе Дягилева. Исполнял главные роли во многих балетах: Кошка (балетмейстер Дж.Баланчин, музыка Э.Соге, 1927), Ода (балетмейстер Л.Ф.Мясин, музыка Н.Д.Набокова, 1928), Аполлон Мусагет (балетмейстер Баланчин, музыка И.Ф.Стравинского, 1928), Блудный сын (балетмейстер Баланчин, музыка С.С.Прокофьева, 1929). К 1929 относится первый опыт постановки балета – Байка про лису, кота, петуха да барана Стравинского. Однако в том же году антреприза Дягилева со смертью ее руководителя прекратила существование. Лифарь был приглашен в Парижскую оперу и поставил балет Бетховена Творения Прометея (1929), а с 1930 возглавил труппу и оставался ее балетмейстером до 1958, а танцовщиком до 1956 (с перерывом в 1944–1947, когда руководил труппой «Новый балет Монте-Карло»).
Лифарь сыграл огромную роль в развитии балета во Франции, обогатил репертуар Парижской оперы, поставив более 70 оригинальных балетов и большое число возобновлений, в том числе таких знаменитых спектаклей классического наследия, как Жизель, в которой исполнял роль Альберта с 1931 и до конца своей карьеры. Одновременно провел реформу театра, где вплоть до 1930-х годов сохранялись порядки, заведенные в 19 в. Лифарь пригласил новых педагогов, и благодаря ему в труппе выросло несколько поколений выдающихся артистов.
Стиль балетов Лифаря формировался постепенно, от постановки к постановке. Это были одноактные (как всюду на Западе) сюжетные балеты, преимущественно основанные на мифах и легендах – библейских, античных или средневековых. В центре его ранних спектаклей – активный герой, упорно идущий к своей цели: Прометей, Икар (на ритмы Лифаря и Ж.Сифера, 1935), торжествующий Давид (одноименный балет, музыка В.Риети, 1937), Александр Великий (одноименный балет, музыка Ф.Гобера, 1937), Рыцарь (Рыцарь и девушка (музыка его же, 1941), Дон Жуан (Жоан из Цариссы, музыка В.Эгка, 1942) и др. В более поздних балетах, поставленных уже для балерин труппы, таких, как Наутеос (музыка Ж.Лелё, 1954), Фантастическая свадьба (музыка М.Деланнуа, 1956), возникла тема одиночества героя, невозможности противостоять судьбе.
В решении идеи спектакля Лифарь склонялся к аллегоричности, мелодраматической патетике и стилизаторству. Пользовался средствами классического танца, но обновлял его лексику, вводя новые движения (сам он называл свой стиль «неоклассическим»). Танцевальным построениям в его балетах была свойственна некоторая статуарность, подчеркнутая живописность поз и групп. В послевоенные годы как тематика, так и стиль спектаклей Лифаря казались уже устаревшим.
Помимо исполнительской и постановочной работы немалое значение имела деятельность Лифаря как теоретика танца и писателя. В 1935 Лифарь опубликовал Манифест хореографа, один из главных тезисов которого – самостоятельность танца, независимость его от музыки: на практике он осуществил эту идею в балете Икар. Позднее Лифарь написал ряд книг – как воспоминаний, так и исследований. Кроме балета особое внимание Лифаря привлекали произведения А.С.Пушкина.
Умер Лифарь в Лозанне 15 декабря 1986.
Лифарь С. Дягилев и с Дягилевым. Париж, 1939
Лифарь С. Страдные годы. Киев, 1994
Лифарь С. Мемуары Икара. М., 1995