ЛЕМЕТР, ФРЕДЕРИК
ЛЕМЕТР, ФРЕДЕРИК (Frédérick-Lemître) (настоящее имя Антуан Луи Проспер Леметр) (1800–1876), французский актер-реформатор, в творчестве которого синтезировались разнообразные театральные направления и жанры – от традиционного классицизма до романтизма, от народного театра буффонады до зрелого реализма.
Родился 29 июля 1800 в Гавре в семье известного архитектора, основателя гаврской школы живописи. После смерти отца, в 1809 вместе с матерью переезжают в Париж. Необходимость в раннем возрасте обеспечивать свое существование приводила его к различным занятиям, от солдата до мелкого торговца. В 16 лет окончательно делает выбор, останавливаясь на актерстве. Театральные университеты Леметра начались с бульварных парижских театров. И даже пройдя обучение в драматическом классе консерватории и став актером театра «Одеон», он свяжет свою жизнь с театрами парижских бульваров. Этому - простое объяснение: его многогранному, разностороннему, эмоционально раскрепощенному искусству было тесно в чисто классическом репертуаре, где ему обычно доставались бесцветные роли наперстников.
Обладая невероятным даром перевоплощения, в самом начале своего творческого пути сломал привычные представления о сценическом амплуа. Все амплуа и жанры оказывались ему одинаково послушны. Теофиль Готье писал о нем, не скрывая восхищения: «Он одновременно несет зрителю слезы и смех, энергию и мягкость, увлечение и спокойствие, лиризм мечты и грубость действия, изящество и тривиальность; он может с одинаковым превосходством изображать принцев и воров, маркизов и носильщиков, влюбленных и пьяниц, расточительных сыновей и хищных ростовщиков. Это настоящий Протей, подлинно шекспировский актер, великий, простой и разнообразный, как природа».
Одно из важнейших направлений его творчества - сатирическое осмеяние типов буржуазного общества. Легендарной ролью стал «денди каторги» Робер Макер, сыгранный в 1823 в театре «Амбегю-Комик» в мелодраме Б.Антье, Ж.Сент-Амана и Полианта Постоялый двор Андрэ. Образ был пародийно заострен, высмеивая театральные штампы и рутинные приемы в изображении мелодраматических злодеев. В этой роли Леметр впервые вывел на сцену «лохмотья», и вскоре власти запретили спектакль. Так начинался путь артиста от эксцентрики до социального обоснования характера, к которому он пришел позже.
Этапной ролью стал Жорж Жермани из мелодрамы В.Дюканжа Тридцать лет или жизнь игрока, сыгранной в 1827. Новаторство Леметра заключалось в последовательном психологическом раскрытии сложного характера человека, охваченного губительной страстью денег. В откровенно мелодраматическом образе он сумел разглядеть и воплотить глубокие реалистические черты.
Другим направлением его творчества был возвышенный романтизм. (Эдгар Равенсвуд в Ламермурской невесте В.Дюканжа по В.Скотту (театр «Порт-Сен-Мартен», 1828). Позже продолжил тему бунтаря-одиночки в героико-романтических ролях (Кин, Дженнаро в Лукреции Борджа, Сезар де Базан – Испанский дворянин Дюмануара и Деннери, Рюи Блаз в одноименной пьесе В.Гюго).
Центральная тема его творчества – образ человека из народа. Ее началом послужила роль извозчика на сцене театра «Амбигю-Комик», сыгранная в 1825 в мелодраме Извозчик Бенжамена и Рубена. С точнейшей достоверностью он воспроизвел манеры парижского извозчика, костюм, профессиональные навыки и разговор. Вершиной творчества стал сыгранный им в 1847 тряпичник папаша Жан в пьесе Пиа Парижский тряпичник.
Важнейшим событием, повлиявшим на содержание его творчества, стала июльская французская революция 1830. Наиболее отчетливо это проявилось в созданном в 1834 новом варианте образа Робера Макера. Леметр впервые выступил как драматург, пригласив в соавторы Сент-Амана, Оверне, Антье и Алуа. Спектакль Робер Макер был поставлен им в небольшом театре на окраине Парижа «Фоли-Драматик», т.к. в то время все директора больших столичных театров бойкотировали актера, пугающего своей независимостью и откровенным социальным протестом. Новый Робер Макер, самодовольный финансист, в отличие от эксцентричности предыдущего, был воплощением циничной власти буржуазии. Это был беспощадный сатирический шарж, доведенный до гротеска, образ, символизирующий целую эпоху. Имя Робера Макера стало нарицательным. Но в начале 1836 пьеса была запрещена, до возобновления ее Леметром в 1848, в период новой революции. К роли Робера Макера примыкают последующие роли: Вотрен в пьесе О.Бальзака, Ричард Дарлигтон в пьесе А.Дюма и др. В последние десятилетия жизни его ведущей темой продолжала быть тема «маленького человека».
Умер 26 января 1876 в Париже.
Екатерина Юдина
История Западноевропейского театра. Под ред. С.С.Мокульского, т. 3. М., 1963
Финкельштейн Е.Л. Фредерик-Леметр. Л., 1968
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»