ЛАНСКОЙ, ВИТАЛИЙ ВИКТОРОВИЧ
ЛАНСКОЙ, ВИТАЛИЙ ВИКТОРОВИЧ (1927–1997), русский режиссер. Заслуженный деятель искусств РФ (1974). Родился 30 марта 1927 в Нижнем Новгороде в актерской семье. В 1945 поступил в театральное училище при Казанском Большом драматическом театре им. В.И.Качалова, по окончании которого вступил в труппу театра, где сыграл ряд ролей в пьесах Л.Толстого, А.Чехова, М.Горького, А.Володина, Э.Радзинского и др. Режиссерский дебют Ланского – Вам 22, старики Э.Радзинского – состоялся в 1962 на сцене того же театра.
В 1965 Ланской окончил Высшие режиссерские курсы в Москве (мастерская Н.П.Охлопкова). Начав режиссерскую деятельность в Воронеже, в 1966 стал главным режиссером Кировского драматического театра. Постановки Ланского (1966–1974) – Вишневый сад А.Чехова, Клоп В.Маяковского, Варшавская мелодия Л.Зорина, Человек со стороны И.Дворецкого и др. – получили широкое признание зрителей и критики. Премией за лучшую режиссуру были отмечены спектакли На дне (фестиваль пьес М.Горького), Правда приходит в дом И.Каллаи (всесоюзный фестиваль венгерской драматургии). В 1974–1978 Ланской – главный режиссер Государственного русского драматического театра Литовской ССР в Вильнюсе, где он поставил Маскарад М.Лермонтова, Мертвые души (собственная инсценировка по Н.Гоголю), В списках не значился Б.Васильева (серебряная медаль им. А.Попова за режиссуру, 1977) и др. Был приглашен в Москву: в 1978 режиссер поставил Дело А.Сухово-Кобылина в Театре им. Н.В.Гоголя, а в 1978 возглавил Новый драматический театр. Старый дом, первый спектакль Ланского в этом театре (1978), стал событием театральной жизни столицы. В дальнейшем Ланской продолжал ставить современных драматургов – А.Соколову (Кто этот Диззи Гиллеспи?), А.Родионову (Жила-была Клавочка по Б.Васильеву) и др.; как всегда, обращался к классике – Бешеные деньги А.Островского, Плоды просвещения Л.Толстого (спектакль после нескольких представлений был запрещен Управлением культуры).
В 1988, покинув Новый драматичекий театр, режиссер работал в Московском драматическом театре им. К.Станиславского, а в 1993 стал его главным режиссером, поставив за несколько последних лет жизни Таланты и поклонники А.Островского (1991), Томаса Бекета Ж.Ануя (1993), горьковских Дачников (1994). Интерес к классике, умение прочитать ее не традиционно, «музейно», а свежими глазами, услышав ее современное звучание, сочетался у Ланского с постоянным вниманием к новому в драматургии. В 1995 он первым в Москве поставил Н.Птушкину (При чужих свечах, Малая сцена).
Умер Ланской в Москве 31 января 1997.
Рогачевский М. Лирическая героиня режиссера. – Театр, 1971, № 8
Швыдкой М. Как в театре. – Театр, 1980, № 6
Егошина О. Однажды летом («Дачники» Горького в постановке В.Ланского). – Московский наблюдатель, 1994, № 11–12
Птушкина Н. Свечи, зажженные в театре Станиславского. – Московский наблюдатель, 1994, № 11–12
Ланской В. Вечная загадка. – Театральная жизнь, 1996, № 11–12
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»