КОСТЮМЕР
КОСТЮМЕР, работник одного из постановочных цехов театра, в ведении которого находятся костюмы.
В функции костюмера входит:
1. Содержание театральных костюмов в должном порядке. Костюмер должен следить за их чистотой, и при необходимости – за отправкой костюмов в стирку или химчистку. Вовремя производить мелкий ремонт костюмов, либо, при необходимости крупного ремонта, отправлять их в пошивочный цех. Если костюм приходит в полную негодность, то костюмер должен своевременно оповестить об этом заведующего постановочной частью, с тем, чтобы дубликат был пошит к необходимому сроку, и его отсутствие не привело к срыву спектакля. Все театральные костюмы размещаются в костюмерном цеху в строгом порядке, и снабжаются ярлычками с фамилией актера – чтобы, при наличии дублирующего состава на одну и ту же роль, каждый актер получал именно свой костюм, а не партнера.
2. Подготовка костюмов к спектаклю. Костюм к каждой роли снабжается описью, содержащей реестр всех необходимых деталей – обувь, головные уборы, нижнее белье, аксессуары и т.д. В день спектакля костюмер должен проверить комплектность костюма, отгладить его и разнести по грим-уборным исполнителей.
3. Помощь актеру в одевании. Особенно это касается сложных исторических костюмов, надеть которые без посторонней помощи невозможно (например, корсет или юбки с кринолином).
Костюмер работает в тесной связке с гримером, т.к. последовательность грима, причесок и облачения в костюм определяется индивидуально. Так, например, грим Отелло, включающий тонирование не только лица, но и рук, а также других открытых участков тела, необходимо выполнять до надевания костюма. Однако в том же спектакле сложная классическая прическа Дездемоны должна выполняться гримером после того, как актриса наденет костюм.
Другой ближайший партнер костюмера – реквизитор, в ведении которого находятся оружие, ордена и другие знаки отличия, трости, цветы, украшения, очки, часы, письма и т.п.
В больших театрах с многочисленной труппой костюмы (и соответственно костюмеры, занимающиеся ими) разграничены на мужские и женские; на костюмы главных героев и массовки; костюмы балетных и оперных артистов и т.д.
В процессе подготовки нового спектакля костюмер работает в контакте с художником, присутствует на примерках костюмов. Профессиональный костюмер должен достаточными знаниями как в области современной моды, так и исторического костюма. В театрах с большой историей в ведении костюмеров зачастую находятся костюмы большой ценности – не только материальной, но и исторической. Подобные исторические ценности передаются в театральные музеи, но некоторая часть их – и порой немалая – оседает в костюмерных цехах. В дальнейшем только от художественного вкуса и чувства ответственности костюмера зависит, будут ли эти костюмы уничтожены или бережно сохранены как важная часть материальной истории театра.
Татьяна Шабалина
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»