КОМИЧЕСКАЯ СТАРУХА
КОМИЧЕСКАЯ СТАРУХА – театральное амплуа, имеющее жесткие жанровые рамки.
Актрис этого амплуа отличали, как правило, эксцентрика, гротеск, яркая характерность. В драматическом театре существование этого амплуа, с одной стороны, было несомненным благом: оно помогало продлить творческую жизнь стареющей характерной актрисы, в молодости – субретки, комической любовницы; давало возможность блеснуть талантом и в «возрастных» ролях. Однако, как и любое амплуа, возлагающее на актера определенную «маску», роли комических старух могли перекрыть исполнительнице доступ к ролям иного плана. При этом возникала парадоксальная и трагическая ситуация: чем ярче и талантливей актриса играла комических старух, тем менее вероятным становился для нее переход на другие роли. Именно так, трагически, сложилась кинематографическая судьба Ф.Раневской: ее ярчайшие комедийные роли в фильмах Подкидыш, Свадьба, Весна, Золушка и т.п. закрыли перед великой русской актрисой возможность реализовать в кинематографе трагические стороны своего дарования, о масштабе которого сегодня можно судить лишь по телевизионной версии спектакля театра Моссовета Дальше – тишина…(постановка А.Эфроса).
А вот в оперетте, более «схематичном» театральном жанре, роли комических старух предоставляют актрисам огромные возможности. Так, именно благодаря исполнению ролей этого амплуа, легендой стало имя актрисы Ленинградского театра Музыкальной Комедии Г.Богдановой-Чесноковой. Искрометная комедийность, буффонада, каскад трюков и великолепных непременных танцевальных номеров вызывали горячую зрительскую любовь. Г.Богданова-Чеснокова сыграла целую галерею блистательных комических старух в десятках оперетт – как в театре, так и в кинематографе, причем о ее эпизодах порой писали больше, чем обо всем спектакле или фильме. Каждая из старух Богдановой-Чесноковой была ярко индивидуальной и запоминалась надолго.Сегодня, с фактическим уничтожением жестких рамок амплуа, «комических старух» – наряду с драматическими и трагическими ролями – играют талантливые разноплановые актрисы. Достаточно вспомнить фильмы Любовь и голуби (Н.Тенякова), Небеса обетованные (Л.Ахеджакова, О.Волкова), Луной был полон сад (З.Шарко) и др.
Татьяна Шабалина
Аксенов И.А., Бебутов В.М. Мейерхольд В.Э. Амплуа актера. М., 1922
Капков С. Короли комедии. М., 2003
Щеглов А. Фаина Раневская. Вся жизнь. М., 2003
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»