КАЦ, АРКАДИЙ ФРИДРИХОВИЧ
КАЦ, АРКАДИЙ ФРИДРИХОВИЧ (р. 1931), русский режиссер. Родился 5 января 1931. В 1963 был назначен художественным руководителем, а в 1965 – главным режиссером Рижского театра русской драмы. Оказал большое влияние на развитие Рижского театра и выбор репертуара. Работа в Рижском театре позволила Кацу реализовать свою личную программу – построить Театр-Дом. Свою работу в театре Кац начал с постановки музыкальных спектаклей Вестсайдская история и Человек из Ламанчи (1965), позднее был поставлен Темп-1929 (по пьесам Н.Погодина, инсценировка М.Захарова, 1974). Кроме того им были осуществлены постановки спектаклей На дне Горького (1970), Жанна Д'Арк А.Упита (1972), На всякого мудреца довольно простоты А.Островского (1977), Дни портных в Силмачах Р.Блауманиса (1980), Обрыв Н.Гончарова и Ревизор Н.Гоголя (1982), Чайка А.Чехова (1983), Закат И.Бабеля (1987) и др. Лучшие спектакли Каца в Рижском театре русской драмы – зрелищные, яркие, истинно театральные. После постановки Заката Кац начал получать предложения из центральных театров страны о переходе, в частности, в московский Театр им. Вахтангова, но режиссер продолжил свою работу в Риге.
Кацу свойственны любовь к эксперименту, к образности, зрелищности, музыкальности; режиссер тщательно разрабатывает концовки своих спектаклей. С начала 1990-х годов режиссер начинает работу в российских театрах (Игра в джин Д.Кобурна – Театр у Никитских ворот под руководством М.Розовского, Москва, 1994). После ухода из Рижского театра русской драмы принимает предложение М.Ульянова и начинает режиссерскую деятельность в московском Театре им. Вахтангова. Здесь он ставит спектакли Закат И.Бабеля, Варвары М.Горького (1995). Особенный акцент работам Каца придает его сотрудничество с художником Т.Швец (Мартовские иды Т.Уайлдера, 1991). В конце 1990-х годов, после работы в Театре им. Вахтангова и сотрудничества с Екатеринбургским театром драмы (Дядя Ваня А.Чехова, 1997), Челябинским академическим драматическим театром (Мария Стюарт Ф.Шиллера, 1998, и Скандал! Скандал... Р.Шеридана, 2000), Кац открывает свой театр в Москве при Центральном доме актера им. А.А.Яблочкиной – «Актерский дом» (В Париже И.Бунина, Анна Снегина С.Есенина). Спектакль Анна Снегина, который сделан в традициях русского театра, основанного Станиславским, считается одной из лучших работ Каца.
Смелков Ю. Рижский театр и рижский зритель. – Дружба народов, 1978, № 11
Василинина И. Путь театра. – Театр, 1979, № 3
Мережко В. Главный режиссер (творческий портрет). – Культура и жизнь, 1988, № 8
«Блажен, кто верует» (беседа с М.Розовским, интервью Л. Лебединой). – Театральная жизнь, 1991, № 2
Мацеха Е. Воспоминания о настоящем (юбилей). – Современная драматургия, 1991, № 5
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»