КАЛАТОЗОВ, МИХАИЛ КОНСТАНТИНОВИЧ
КАЛАТОЗОВ (КАЛАТОЗИШВИЛИ), МИХАИЛ КОНСТАНТИНОВИЧ (1903–1973), советский кинорежиссер. Народный артист СССР (1969). Родился (15) 28 декабря 1903 в Тифлисе. В юности работал киномехаником, затем монтажером, оператором, сценаристом на Тбилисской киностудии, как сценарист и оператор принимал участие в создании картин Дело Тариэла Мклавадзе (реж. И.Перестиани), Гюлли (реж. Н.Шенгелая) и др. В 1928 совместно с Н.Гогоберидзе, использовав материал кинохроники, поставил фильм Их царство. В 1930 дебютировал в самостоятельной режиссуре, поставив фильм Джим Шванте (Соль Сванетии). Успех картины объяснялся богатым этнографическим материалом (съемки велись в сванском селении, затерянном в горах), экспрессивным монтажом и политически-злободневной темой (установление советской власти на Кавказе).
После окончания аспирантуры Академии искусствознания в Ленинграде (1937) и короткого периода работы на Тбилисской киностудии Калатозов был принят режиссером на «Ленфильм», где снял две удачные картины о летчиках – Мужество и Валерий Чкалов. Главный герой второй картины, советский воздушный ас в исполнении актера В.Белокурова, долгие годы был не менее популярен у зрителя, чем Максим из трилогии Г.Козинцева или Чапаев из фильма братьев Васильевых. С 1943 Калатозов работал на «Мосфильме», в 1944–1946 возглавлял Главк по производству художественных фильмов, в 1946–1948 занимал пост заместителя министра кинематографии СССР.
В период «малокартинья» конца 1940-х – начала 1950-х годов режиссер был отмечен Государственной премией (1951) за фильм Заговор обреченных (политический памфлет по одноименной пьесе Н.Вирты), однако его подлинной удачей того времени, вошедшей в «золотой фонд» советского кино, стала лирическая комедия Верные друзья (Большая премия Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1954), стиль и герои которой имели очевидное сопряжение с демократическими веяниями наступающей политической «оттепели». Благотворным влиянием «оттепели» был отмечен и главный шедевр Калатозова – новаторская по форме и сути драма о войне Летят журавли (Главный приз МКФ в Канне, 1958). Всем своим художественным строем – от игры актеров Т.Самойловой и А.Баталова до романтически-импульсивной камеры С.Урусевского – картина трактовала войну прежде всего как личную трагедию двух молодых, стремящихся к любви и жизни людей.
Вдохновленный успехом этого фильма, Калатозов попытался перенести его изобразительные и драматургические находки в свою следующую картину – Неотправленное письмо, где главной сюжетной коллизией была гибель группы геологов, отправившихся на поиски месторождения алмазов. Однако ни этот фильм, ни последовавшая за ним философско-романтическая кинопоэма Я – Куба (любопытная главным образом операторскими экспериментами С.Урусевского) должного интереса и положительных отзывов не встретили. Зато несомненной удачей был признан последний фильм Калатозова – Красная палатка (о спасении полярной экспедиции У.Нобиле). Помимо того, что здесь проявились лучшие черты творческой индивидуальности режиссера (умение достоверно передать пафос человеческого подвига, запечатлеть природную стихию), фильм стал одной из самых удачных совместных постановок советских и зарубежных кинематографистов, где главную женскую роль сыграла звезда западного кино – К.Кардинале.
Умер Калатозов в Москве 27 марта 1973.
Туровская М. «Да» и «нет». – Искусство кино, 1957, № 12
Богомолов Ю. Михаил Калатозов (Страницы творческой биографии). М., 1989
Зоркая Н. Полет сквозь время. – Искусство кино, 1995, № 5
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»