ИСРАФИЛОВ, РИВКАТ ВАКИЛОВИЧ
ИСРАФИЛОВ, РИВКАТ ВАКИЛОВИЧ (р. 1941), театральный режиссер. Родился 6 августа 1941.
Окончил режиссерский факультет ГИТИСа им. А.В.Луначарского (курс А.А.Попова). Еще студентом поставил в Башкирском театре драмы им. М.Гафури пьесу М.Файзи Галиябана. Дипломным спектаклем на этой же сцене стали Неотосланные письма А.Кутуя.Творческая жизнь Исрафилова неразрывно связана с театром им. Гафури, главным режиссером которого он проработал с 1973 по 1996. Активный репертуарный поиск, острая самобытная режиссура сделали руководимый им театр одним из самых интересных и популярных в бывшем СССР и в России. Спектакли, в которых блистали воспитанные им актеры (Э.Юнусова, О.Ханов и др.), участвовали во многих театральных фестивалях, представляли отечественное искусство за рубежом. Эстетические пристрастия режиссера необычайно широки. Многие годы он находится в поиске свежих драматургических имен, способствует сценическому «рождению» многих национальных драматургов. Ставил произведения М.Карима Не бросай огонь, Прометей! в театре им. Гафури, Долгое-долгое детство – в театре им. Гафури и в Центральном детском театре в Москве. Среди его постановок национальной драматургии – Голубая шаль К.Тинчурина, Галия Т.Тагирова, Трудное счастье А.Атанбаева, Последний патриарх и Тринадцатый председатель А.Абдуллина, Бибинур, ах, Бибинур! Ф.Булякова. Параллельно режиссер постоянно обращается к современной и классической русской и зарубежной драматургии: Три сестры А.П.Чехова, Великодушный рогоносец Ф.Кроммеллинка, Старший сын А.Вампилова.
В творчестве режиссера органично сочетаются острый социальный анализ и восточная поэтика, традиции национальной драмы и комедии утонченного европейского стиля, психологическая правда и откровенная эксцентрика. За широту взглядов и художественных пристрастий критика назвала его метод «эстетическим плюрализмом». С середины 1990-х годов Исрафилов испытывал постоянные нападки со стороны уфимских властей. Веяния сепаратизма коснулись и одного из самых прославленных творческих представителей Башкирии – татарина по национальности.
В 1996 он был снят с должности главного режиссера Театра им. М.Гафури «за искажение образа башкирской женщины в спектакле Бибинур, ах, Бибинур!», при том что в это же время спектакль был выдвинут на соискание Государственной премии РФ. С 1997 Исрафилов возглавляет Оренбургский драматический театр.
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»