ХУЦИЕВ, МАРЛЕН МАРТЫНОВИЧ
ХУЦИЕВ, МАРЛЕН МАРТЫНОВИЧ (1925-2019), русский кинорежиссер, сценарист. Народный артист СССР (1986). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993). Среди наград: орден «Знак Почета» (1975), орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1996), орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2000), Приз Президента России «За выдающийся вклад в развитие российского киноискусства» (1999).
Родился 4 октября 1925 в Тбилиси. Учился в московской школе, заканчивал учебу в Тбилиси. Поступал в Академию художеств, но не прошел по конкурсу. В 1944 начал работать на Тбилисской киностудии помощником художника комбинированных съемок. В 1950 окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская И.Савченко). Два года не мог найти работу, потом был ассистентом по дубляжу, вторым режиссером у Б.Барнета, режиссером на Одесской киностудии (1953–1958), на киностудии имени Горького (1959–1965), на киностудии «Мосфильм» (с 1965).
Говоря о своих художественных вкусах, признавался, что очень любил такие фильмы, как Свинарка и пастух, Кубанские казаки. Но сам снимал другой кинематограф. «Нас долго пичкали плакатными образами парадной действительности, но сегодня кино уходит с проспектов в переулки и задворки, где мусор и хлам и человек без костюма», – писали Хуциев и Ф.Миронер (режиссер и сценарист) в совместной статье, которая по сути была их общей декларацией. В соавторстве ими поставлены дипломная короткометражка Градостроители (1950) и Весна на Заречной улице.
Замыслы его картин родились еще во ВГИКе, причем прослеживается неявная их зависимость друг от друга. Производственный эпизод из Весны на Заречной улице натолкнул на мысль о фильме про большой завод, хотя замысел не был осуществлен. Название Застава Ильича (район Москвы, где располагался завод «Серп и молот», на котором режиссер изучал натуру) постепенно трансформировалось в ключевую сцену одноименного фильма – революционный патруль идет по безлюдным улицам. Стилистическое единство кинематографа Хуциева отразилось и в подходе к материалу: его интересует современность, а потому для киноповествования важны подробности, как бы случайно запечатленные объективом: «Начиная снимать, я мучаюсь, пока не найду основной кадр. Выстраивается этот один кадр, и тогда я уже понимаю всю сцену. Самый существенный момент бывает связан с мизансценой, с движением камеры, с атмосферой. В основном, это общие планы…». За одним исключением – телевизионный документальный фильм Алый парус Парижа, снятый к столетию Парижской коммуны, – фильмы Хуциева шире сюжета. Средствами кинематографа он рассказывает конкретную историю, а главное находится вне сюжетных перипетий. Это – тональность времени, воздух, которым дышит страна. Весна на Заречной улице (Бронзовая медаль Международного кинофестиваля в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, 1957) повествует о любви рабочего парня и учительницы вечерней школы, но в простых человеческих словах и поступках чувствуется освобождение, которое наступило в конце 1950-х. Эта картина еще достаточно традиционна, тогда как фильм Два Федора открывает новые возможности, фильм «дает толчок развитию стиля, тщательная выстроенность которого выглядит как полная безыскусственность», – считает кинокритик В.Трояновский. Драматическая история взаимоотношений вернувшегося с войны солдата, его тезки – бездомного мальчика и жены Федора-старшего кончается благополучно, при этом зрители испытывают чувство тревоги, не связанное с конкретным сюжетом.
Над сценарием картины Застава Ильича начал работать с Ф.Миронером, затем соавтора сменил Г.Шпаликов, который привнес в картину мироощущение молодого человека. В начале 1963 фильм был принят министерством кинематографии. Но 8 марта 1963 в Кремле на встрече руководителей партии и правительства с творческой интеллигенцией Н.С.Хрущев выступил с резкой и необоснованной критикой картины. Особый гнев вызвала сцена, где герой разговаривает со своим погибшим на войне отцом. То что отец не может помочь сыну советом, было истолковано как попытка поссорить отцов и детей, противопоставить разные поколения. Несмотря на принципиальную позицию сценариста и режиссера поправки были сделаны. Тем не менее не все они ухудшили картину. По мнению Хуциева, были и приобретения. Новый вариант фильма вышел под названием Мне двадцать лет и получил Специальный приз жюри XXVI Международного кинофестиваля в Венеции (1965). Но и во втором варианте осталось то, ради чего снималась картина. Судьбы трех друзей – каркас, на котором крепятся эпизоды. Режиссер выделяет фрагменты повседневности и, внося их в пространство фильма, наделяет такой эстетической значимостью, что фрагмент делается знаковым. Первомайская демонстрация – именно такой знак, в искренность чувств людей, шагающих в праздничной толпе, верится. Хуциев лишает символы символической окраски, возвращает им жизненность, такова смена караула у Мавзолея в картине. Он создает приметы времени, и те переходят с экрана в жизнь. Так вечер в зале Политехнического музея, на котором выступали молодые Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, Е.Евтушенко, А.Вознесенский, организован специально для фильма. Снятый материал вошел в картину, а поэтические вечера стали традиционными. Зрители в зале Политехнического (среди них актеры) стали частью документа (эпизод одновременно существует в двух планах – художественном и документальном). Под названием Застава Ильича восстановленный первый вариант фильма вышел на экраны в 1988.
Фильм Июльский дождь по сценарию Хуциева совместно с А.Гребневым также стал классикой советского кинематографа. Встреча ветеранов войны в сквере возле Большого театра – еще одна из реалий, введенная Хуциевым. Режиссер, который по возрасту не воевал, мечтал сделать фильм о войне. Телевизионный фильм Был месяц май по военной прозе Г.Бакланова, где дебютировал в кино В.Гостюхин, входит в число лучших фильмов на эту тему.
Последовавший затем почти двенадцатилетний период, когда он готовился к съемкам фильма о Пушкине, ничем не завершился. Лишь много позднее часть материалов была использована в многосерийном радиофильме Хуциева.
В 1983 вышел фильм Послесловие, камерная драма, разыгранная в предельно простых декорациях. Взаимоотношения поначалу далеких людей, зятя и тестя, приехавшего в гости, их напряженный диалог дают возможность почувствовать то, что происходит за стенами квартиры, в большом мире.
Замысел фильма Бесконечность, по признанию режиссера, возник сразу после Заставы Ильича. Но тогда снять фильм со столь сложной образной системой, где перемешиваются воспоминания и реальность, не удалось, т.к. считалось, что сорокалетнему человеку нескромно исповедоваться и подводить итоги. Бесконечность, последняя по времени картина, предлагает свой способ преодоления реальности. На Берлинском кинофестивале в 1992 фильм получил Приз экуменического жюри и Премию Альфреда Бауэра (за открытие новых путей в киноискусстве).
Из других работ: спектакль Случай в Виши, поставленный в театре «Современник» (1967, восстановлен в 1987), а также пьеса о двух встречах Л.Н.Толстого и А.П.Чехова, написанная совместно с сыном, И.Хуциевым. Вместе Г.Климовым и Г.Лавровым закончил фильм И все-таки я верю (1967), который не успел завершить М.И.Ромм.
С 1965 избирался секретарем правления Союза кинематографистов СССР, в 1968–1971 был художественным руководителем творческого объединения «Экран» Центрального телевидения, с 1978 руководит мастерской режиссуры игрового кино во ВГИКе, с 1987 – заведующий кафедрой режиссуры игрового кино, профессор. С 1989 – президент Гильдии кинорежиссеров России, с 1998 председатель Комитета по игровому кино Союза кинематографистов. В 2000 Дом Ханжонкова учредил кубок Хуциева, награду молодым кинематографистам за работы «отмеченные оригинальностью идеи и самобытностью формы».
Некоторые кинокритики полагали, что большие перерывы между картинами и само число хуциевских фильмов – это свидетельство определенного кризиса, тем более, в отличие от несомненных шедевров, с которых он начинал, более поздние картины не получили широкого отклика. Сам Хуциев считал иначе. Он оценивал Бесконечность, как лучшую свою работу и говорил: «Мои паузы отнюдь не всегда оттого, что мне не давали снимать. Я просто не хотел немедленно начинать другую картину. Я хотел побыть в промежуточном состоянии».
Умер Марлен Мартыновыч Хуциев в Москве 19 марта 2019 года.
Фильмография режиссерская
Градостроители (1950);
Весна на Заречной улице (1956);
Два Федора (1959);
Улица молодости (1958);
Мне двадцать лет (Застава Ильича) (1965);
Июльский дождь (1967);
Интервенция (1968–1987);
Гори, гори, моя звезда (1969);
Был месяц май (ТВ, 1970);
Алый парус Парижа (док., ТВ, 1971);
И все-таки я верю (1976);
В день праздника (1978);
Послесловие (1983);
Бесконечность (1991).
Евгений Перемышлев
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»