ХЕРТ, ДЖОН
ХЕРТ, ДЖОН (Hurt, John) (р. 1940), английский актер театра, кино и телевидения. Родился 22 января 1940 в Ширбруке (графство Дербишир) в семье священника. Увлекался театром. Из-за небольшого роста, веснушек и живых хитроватых глаз получал женские или комические роли в школьных спектаклях. Учился в Королевской академии драматического искусства. Дебют актера на сцене и в кино состоялся в 1962.
В 1966 Херт заслужил положительные отзывы критики за роль коварного и льстивого Ричарда Рича, предавшего Томаса Мора (фильм реж. Ф.Циннемана Человек на все времена (А Man for All Seasons, по пьесе Р.Болта). За этой удачей последовали роли в мелодрамах, детективах и триллерах, среди которых можно отметить лишь детектив Р.Флейшера Риллингтон-Плейс, 10 (10 Rillington Place), где актер сыграл героя, несправедливо обвиненного в убийстве своей жены и ребенка. В это же время на театральной сцене Ковентри он играл главные роли в спектаклях по пьесам У.Шекспира, Ж.Ануйя и Ш.О'Кейси, а на телеэкране создал яркий и противоречивый образ гомосексуалиста Квентина Криспа в фильме Обнаженный государственный чиновник (The Naked Civil Servant, премия Британской академии кино и телевидения и премия Эмми, 1975). Другой удачной работой стала роль Калигулы в телесериале Я, Клавдий (I, Claudius, 1977).
В кино Херт добился успеха лишь в 1978, в эпизодической роли социального аутсайдера, узника турецкой тюрьмы Макса в фильме А.Паркера Полуночный экспресс (Midnight Express). После этого его коньком становятся роли преследуемых судьбой героев, действующих порой в леденящих кровь мистических сюжетах: в картине Вопль (The Shout, 1978, реж. Е.Сколимовски) он играет беззащитного церковного органиста, оказавшегося во власти демонического незнакомца (А.Бейтс); в Чужом (Alien, 1979, реж. Р.Скотт) – помощника капитана космического корабля, на борту которого находится зловещее внеземное существо. В фильме Д.Линча Человек-слон (The Elephant Man, 1980) лицо актера скрыто под сложным, имитирующим редкое врожденное уродство гримом, но именно его несчастный, взывающий к состраданию Джон Меррик и стал основой успеха фильма.
Наиболее значительной ролью Херта 1980-х годов стал Уинстон Смит, мелкий чиновник министерства Правды, в одиночку поднявший бунт против всеобъемлющего контроля тоталитарного государства (фильм М.Редфорда 1984 Nineteen Eighty-Four, по одноименному роману Дж.Оруэлла). И в других своих героях этого периода, будь то агент ЦРУ (Уик-энд Остермана – The Osterman Weekend, 1983, гениальный художник (Винсент – жизнь и смерть Винсента Ван Гога – Vincent: Life and Death of Vincent Van Gogh, 1987) или представитель высшего английского общества (Скандал – Scandal, 1989, актер подчеркивает нестандартность их натуры, несоответствие той социальной роли, которую они выполняют. В 1993 Херт сыграл следователя Порфирия Петровича в осовремененной версии Преступления и наказания (Crime and Punishment, реж. М.Голан). Во второй половине 1990-х годов Херт регулярно появляется в фильмах-хитах голливудского мейнстрима, много снимется в телефильмах (Любовь и смерть на Лонг-Айленде, Комиссионер, Последняя пленка Крэппа и др.), играя своего излюбленного героя – одиночку-отщепенца со странными привычками и наклонностями (иногда гомосексуалиста).
Херт был четырежды женат – на актрисе Аннет Робертсон, затем на Мари-Лиз Волпельер-Пьеро (1967–1983), погибшей в автокатастрофе, на Донне Пикок и Джо Долтон (от последней имеет двух сыновей).
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»