ХЭАР, ДЭВИД
ХЭАР, ДЭВИД (Hare, David) (р. 1947), английский драматург, режиссер театра и кино. Самый значительный представитель второго поколения «рассерженных молодых людей» (т.н. «вторая волна» в послевоенной английской драматургии). Свято веря в социалистические ценности, открыто выражая левые политические взгляды, Хэар охотнее всего обращается к событиям повседневной жизни послевоенной Англии, часто оперирует такими понятиями, как «распад Британской империи», «разрушительное воздействие классовой системы», «патриотические мифы», хотя в самих пьесах не всегда до конца ясно, на чьей он стороне.
Хэар родился 5 июня 1947 в приморском городке Сент-Леонардс (графство Суссекс). В 1965 окончил Лансинг-колледж в Суссексе, среднее учебное заведение под патронажем церкви. Среди его однокашников были ставшие в будущем известными драматург Кр.Хэмптон и поэт Т.Райс. Продолжил образование в Джизус-колледже Кембриджского университета, окончив его в 1968 с золотой медалью. Жермен Грир, аспирантка отделения английского языка, впоследствии приняла участие в одном из первых режиссерских опытов Хэара – спектакле по пьесе Джоан Литтлвуд Что за прекрасная война! (Oh What a Lovely War).
В год окончания Кембриджа Хэар с Т.Бикетом организовал «Передвижной театр», в числе его первых постановок был спектакль Наизнанку (Inside Out) – сделанная Хэаром и Бикетом инсценировка дневников Ф.Кафки. Там же в 1969 прошла и первая оригинальная пьеса Хэара Как Брофи повезло (How Brophy Made Good) – едкая пародия на интеллектуала левацкого толка, коррумпированного своим легким успехом в качестве телезвезды. С этим театром Хэар сотрудничал до 1971. В 1970 «Хампстед тиэтр клаб» поставил пьесу Хэара Шлак (Slag; приз газеты «Ивнинг стандард», 1970) о чудовищных отношениях между тремя преподавательницами в пользующейся дурной славой женской школе.
Темой трех следующих пьес Хэара стало лицемерие британского общества. В пьесе Большая выставка (The Great Exhibition, 1972) проигравший на выборах член парламента от лейбористской партии представлен полным ничтожеством, человеком пустым и тщеславным. Сюжет пьесы Костяшки (Knuckle, 1974; премия Джона Левеллина Риса за лучшее литературное произведение, написанное гражданином Содружества моложе тридцати лет; впервые эта награда была присуждена пьесе) – попытки торговца оружием раскрыть тайну исчезновения своей сестры и открывающееся ему безбрежное пространство коррупции, царящей в британской провинции.
Пьеса Фаншен (Fanshen, 1975) по книге У.Хинтона, посвященной земельной реформе в Китае, оказалась единственной, созданной Хэаром для еще одной недолго существовавшей экспериментальной труппы. Темой пьесы Зубы и улыбки (Teeth 'n' smiles, 1975), принесшей ему первый успех в Уэст-Энде, стало вторжение поп-музыки в 1960-е годы и смена приоритетов в этом жанре в послевоенной Англии.
Самая известная и, по мнению многих критиков, лучшая пьеса Хэара – Изобилие (Plenty, 1978), повествующая о том, как деградирует и сходит с ума некая Сьюзен Траэрн, склонная все идеализировать, в то время как лицемерный прагматизм послевоенной Англии давно и с глумливой откровенностью сменил романтику и высокие политические идеалы, которые она лелеяла в военные годы, будучи разведчицей за линией фронта. В театре (на лондонской и нью-йоркской сценах) мощь и загадочность этой женщины были великолепно переданы Кейт Неллиган, в кино – Мерил Стрип (1985). И спектакль, и фильм имели огромный успех у критиков.
Пьеса Карта мира (A Map of the World, 1982), в которой сплетены идеологии Запада и Третьего мира, была встречена неоднозначными откликами, равно как и последовавшая за нею Pravda: Комедия Флит-Стрит (Pravda: A Fleet Street Comedy, 1985). Напротив, комедия Тайное похищение (The Secret Rapture, 1988) была принята лондонскими критиками «на ура». В 1994 по пьесе был снят фильм. Посвященная деятельности общественных институтов Англии трилогия Демоны расизма (Racing Demons, 1990), Бормочущие судьи (Murmuring Judges, 1991) и Без войны (Absence of War, 1993) трактовала церковную тематику, законодательную систему и функционирование политических партий.
Ни в Лондоне, ни в Нью-Йорке не имела успеха пьеса Фонарь (Skylight, 1995). Поставленная в 1997 пьеса С точки зрения Эми (Amy's View), рассказывала о взлетах и падениях актрисы Эсме Аллен на протяжении шестнадцати лет ее карьеры. Успех спектакля во многом был обязан участию в нем Джуди Денч. Голубая комната (The Blue Room, 1998), вольная переработка пьесы А.Шницлера Хоровод, имела меньший успех, равно как и следующая пьеса Поцелуй Иуды (The Judas Kiss, драматическая история взаимоотношений О.Уайльда и молодого лорда А.Дугласа.
В 1997 по поручению театра «Ройял корт» Хэар предпринял несколько поездок по странам Ближнего Востока, собирая материал о полыхающих в регионе конфликтах. Исполненный драматургом монолог Via Dolorosa (Крестный путь, 1998) длился полтора часа, перед зрителем «проходило» более тридцати встреченных им в Израиле и секторе Газы арабов и израильтян, чьи суждения были положены в основу рассказа. Из этих путешествий и написанной по их следам пьесы была составлена и книга Хэара Не только игра: Дневник (Acting Up: A Diary), подробная запись тех десяти месяцев (август 1998 – июнь 1999), на протяжении которых он репетировал и играл свой «спектакль одного актера» Via Dolorosa. В 2000 Хэар сам поставил свою новую пьесу Моя цинковая постель (My Zink Bed).
Неотъемлемая часть профессиональной жизни Хэара – кино. После Изобилия его самой известной картиной остается Уэзерби (Wetherby), где он выступил как сценарист и режиссер. Фильм памятен в первую очередь блестящей игрой Ванессы Редгрейв. В одном своем интервью Хэар сказал: «Это фильм о том, что значит вырасти в обстановке провинциальной добропорядочности, где любое проявление несанкционированного чувства немедленно вызывает всеобщее подозрение». Он также написал сценарий для еще одного не вполне традиционного фильма Ночной Париж (Paris by Night, 1988), а также фильма Без креплений (Strapless, 1989), который сам и поставил. Автор ряда пьес для телевидения.
С начала 1970-х Хэар приобрел известность как постановщик пьес других драматургов. Значительным достижением считается его постановка Короля Лира У.Шекспира в Национальном театре (1986). Несколько пьес (Pravda, 1985, и др.) Хэар написал в соавторстве с драматургом Х.Брентоном (р. 1942).
Харитонов В. Рецензия на книги Д. Хэара. – Современная художественная литература за рубежом, 1981, № 3
Современная английская драматургия. 1981–1985. М., 1986
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»