ХАЛЬСТРОМ, ЛАССЕ
ХАЛЬСТРОМ, ЛАССЕ (Hallstrom, Lasse) (р. 1946), шведско-американский кинорежиссер.
Родился 2 июня 1946 в Стокгольме, Швеция. В 1970-х начал работать на шведском телевидении. Большой популярностью в Европе (и в Советском Союзе) пользовался фильм Хальстрома Абба: кино (1977), документальная зарисовка австралийского тура легендарной группы. Первый международный успех – трагикомедия Моя собачья жизнь (1985). У мальчика Ингемара не самое счастливое детство. Отца у него нет, мать умирает от туберкулеза, сверстники сторонятся. Все меняется, когда Ингемар переезжает жить к дяде. Эксцентричная семья дяди заставляет его переоценить свое мрачное отношение к жизни, заставляет любить ее такой, как она есть. Моя собачья жизнь – манифест творчества Хальстрома, в своих дальнейших работах он будет в разных вариациях обращаться к теме гуманизма, любви к людям, несмотря на их пороки и ошибки. В 1986 экранизирует произведение Астрид Линдгрен Дети из Буллербю, адекватно перенеся на экран волшебный и невинный мир писательницы.
В 1991 перебрался в Голливуд и поставил комедию о заботах одной бостонской семьи Один поворот, с Ричардом Дрейфусом и Холли Хантер в главных ролях. Спустя два года снимает один из лучших своих фильмов Что съедает Гилберта Грейпа? Грейп – молодой человек, живущий в американской глубинке. Его отец когда-то давно покончил с собой, Грейп стал своего рода глава семьи, состоящей из его сестер, младшего душевнобольного брата и матери, страдающей от чудовищного ожирения. Швед Хальстрем создал универсальное кино о людях, в которых жители любых стран мира узнают себя или соседей, о реальности, которая их окружает, и об их мечтах. Роль Гилберта точно и сдержанно сыграл молодой Джонни Депп, роль его слабоумного брата – невероятно убедительный 14-летний Леонардо Ди Каприо (номинация на «Оскар» за роль второго плана). Многие считали, что это не актер, а настоящий душевнобольной. За Грейпом следует комедия Повод поговорить (1995) с Джулией Робертс и Деннисом Куйэдом.
В 1999 экранизирует роман Джона Ирвинга Правила виноделов, который, во многом благодаря агрессивной рекламной кампании студии «Мирамакс» становится хитом и у критиков, и у зрителей. Скорее всего, если бы не удачно проведенная рекламная акция, эта скромная картина осталась незамеченной. Место действия – штат Мэн, приют для детей-сирот, время действия – Вторая мировая война. Гомер Уэллс – любимец доктора Ларча, заведующего приютом. Ларч – наркоман, время от времени делающий запрещенные в штате аборты, надеется, что Гомер станет доктором, наследником его знаний. Но Гомер выбирает другой путь, он уезжает к другу одной из посетительниц Ларча, Кэнди, работать на его яблочной ферме. Вскоре хозяин фермы уходит на войну, а у Гомера начинается роман с Кэнди. Эта история одновременно проста и сложна, как просты и сложны человеческие отношения. Убедителен в своей сдержанной игре молодой актер Тоби Магуайр (которого знают в первую очередь по блокбастерам о Человеке-Пауке), создавая портрет мягкого, неопытного, но упорно следующего выбранной цели Гомера. Можно отметить работу Майкла Кейна в роли Ларча, наркомана, делающего аборты. Вряд ли такой человек может вызывать симпатию, но Кейн заставляет зрителей испытать не просто симпатию, но проникнуться уважением и даже восхищением к своему герою, сложному, но порядочному человеку. Он заботится о сиротах как о своих детях, смерть любого из них для него трагедия. И трагедия для него – уход Гомера, человека, на которого он возлагал все надежды. Но каждый сам выбирает свою дорогу в жизни, и об этом фильм Хальстрома, продолжающий тему гуманизма, любви к людям, начатую им в Гилберте Грейпе. Сценарий и Кейн за роль второго плана были удостоены «Оскаров». Сам фильм и Хальстром, как его режиссер также претендовали на «Оскар».
Боссы студии, братья Вайнштейны, с помощью настойчивой рекламы включают следующий фильм Хальстрома Шоколад (2000) на рассмотрение в Американскую киноакадемию, и картина попала в номинацию на «Оскар» в качестве лучшего фильма года. В этом приятной романтической истории Жюльет Бинош играет женщину, вместе с шестилетней дочерью приезжающую в городок во французской провинции где-то в конце 19 в. и открывающую шоколадную лавку. Шоколад, который она продает, становится для жителей метафорой раскрепощения, чем-то невыразимо прекрасным, чем они были обделены. Это нравится не всем, в первую очередь консервативному мэру городка. Фильм легкий, воздушный, но далекий от глубины тем и характеров предыдущих фильмов. В следующем году студия доверяет Хальстрому экранизацию романа И.Энни Прулкс Корабельные новости. Несмотря на сильный актерский ансамбль: Кевин Спейси, Джулианна Мур, Джуди Денч, Кейт Бланшетт, Скотт Гленн, фильм ругают критики и не смотрят зрители. Тем не менее, Хальстром продолжает работать с этой студией на кинокартине Незаконченная жизнь о разведенной женщине (Дженнифер Лопес) с дочерью, приезжающей в провинцию к своему отчиму (Роберт Редфорд). Роль друга отчима сыграл Морган Фриман. Участие хороших актеров проект не спасло – после тест просмотров руководство студии решило перенести премьеру, первоначально намеченную на престижный «предоскаровский» декабрь 2005. Дата премьеры не определена, а фильм положили «на полку». Хальстром работает над новой кинолентой Казанова о знаменитом ловеласе которого сыграл молодой австралийский актер Хит Леджер. См.также АББА.
ФИЛЬМОГРАФИЯ (режиссерская):
Пойдем к тебе, ко мне или по домам? (Ska vi gМ hem till dej eller till mej eller var och en till sitt?, 1973, TV); Flyttningen (1974, TV); Парень и девушка (Kille och en tjej, En, 1975); Semlons gr?na dalar (1977, mini TV Series); Абба: Фильм (Abba: The Movie, 1977); Будущий отец (Jag Кr med barn, 1979); Петух (Tuppen, 1981); Удар, гол! (Kom igen, nu'rМ!, 1981, TV); Счастливые мы (Tvekillar och en tjej, 1983); Моя собачья жизнь (My Life As a Dog, 1985); Дети из Буллербю (Alla vi barn i Bullerbyn, 1986); Больше о детях из Буллербю (Mer om oss barn i Bullerbyn, 1987); Дети из Буллербю (Alla vi barn i Bullerbyn, 1987, ТВ-серии); Один поворот (Once Around, 1991); Что съедает Гилберта Грейпа? (What's Eating Gilbert Grape, 1993); Повод поговорить (Something to Talk About, 1995); Люмьер и компания (Lumiere et compagnie, 1995); Правила виноделов (Cider House Rules, 1999); Шоколад (Chocolat, 2000); Корабельные новости (The Shipping News, 2001); Незаконченная жизнь (An Unfinished Life, 2005); Казанова (Casanovat, 2005); Гарри и Карисса (Harry & Caresse, 2006).
Михаил Водопьянов
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»