ГВОЗДКОВ, ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСЕЕВИЧ
ГВОЗДКОВ, ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСЕЕВИЧ (р. 1947), русский режиссер. Заслуженный детель искусств Узбекистана (1987), художественный руководитель Самарского академического театра драмы им. М.Горького (с 1995). Родился 20 апреля 1947 в Сливене (Болгария). Окончив актерское отделение Саратовского театрального училища им. И.А.Слонова (1969), поступил в труппу Ленинградского Малого драматического театра. Играл Мелузова (Таланты и поклонники А.Н.Островского), Освальда (Привидения Х.Ибсена), Валерку (Эй ты, здравствуй! Мамлина), Джеффри (Вкус меда Ш.Дилени) и другие роли. Работая в театре, поступил в ЛГИТМиК (ныне СПАГТИ) на режиссерский факультет (курс Г.А.Товстоногова), который окончил в 1980. Учась в институте, поставил Честного авантюриста К.Гольдони в Русском театре Петрозаводска (1979) и Старый дом А.Н.Казанцева в Вятке. В 1980–1984 возглавлял Ростовский ТЮЗ, где одним из самых признанных его спектаклей, удостоенных призов различных конкурсов и театральных фестивалей, стал Будто мы не знакомы друг с другом (Нина) А.Д.Кутерницкого.
В 1984 Гвоздков был приглашен художественным руководителем Ташкентского академического русского театра драмы, где проработал до 1990, поставив спектакли, многие из которых получили широкую известность в России, такие, как Полет над гнездом кукушки К.Кизи, Зинуля А.И.Гельмана, Звезды на утреннем небе А.М.Галина. В 1990 Гвоздков вернулся в Ленинград и возглавил Театр им. Ленинского комсомола, вскоре переименованный в «Балтийский дом» (по названию организованного режиссером фестиваля). Здесь были поставлены Мастер-класс Д.Поуэлла, На золотом озере Э.Томпсона, но основные силы режиссера уходили на борьбу с местными околотеатральными чиновниками. В 1993 Гвоздков уехал в Эстонию, ставил спектакли в различных эстонских театрах. За два года были поставлены такие широко известные спектакли, как Наш городок Т.Уайлдера, О мышах и людях по Д.Стейнбеку (театр «Угала», Вильянди), Старый дом Казанцева (Городской театр Таллина) и другие.
В октябре 1993 Гвоздков приехал в Самару, где ему пришлось выдержать серьезные битвы за театр с бывшим художественным руководителем П.Л.Монастырским, по доброй воле освободившим это место для Гвоздкова, но первые несколько лет чинившим новому руководителю разного рода препятствия. В атмосфере раскола театра (часть труппы поддерживала Монастырского) были поставлены спектакли О мышах и людях, Король Дама. Валет В.В.Набокова, Пиковая дама по А.С.Пушкину, на несколько постановок были приглашены известный режиссер театра и кино Д.Астрахан, режиссеры Васильев, О.Рыбкин. В результате затянувшегося конфликта небольшая часть труппы покинула театр, основав альтернативный театр под названием «Понедельник».
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»