ГРИЦЕНКО, НИКОЛАЙ ОЛИМПИЕВИЧ
ГРИЦЕНКО, НИКОЛАЙ ОЛИМПИЕВИЧ (1912–1979), русский актер. Народный артист СССР (1964). Лауреат Государственной премии СССР (1952), Государственной премии РСФСР (1970). Родился 24 июля 1912 на Украине в Донбасской области. Окончил техникум, работал техником-смотрителем на железнодорожной станции, кондуктором, поступил на театральный факультет рабфака.
В начале 1930-х годов приехал в Москву и поступил в школу-студию МХАТ, затем перешел в театральную школу при Театре Красной Армии, оттуда – в Вахтанговское училище, которое окончил в 1937. Творческое становление Гриценко-актера происходило в наблюдении за работой А.Бучмы, В.Качалова, Н.Хмелева, Б.Щукина. В студии сыграл скрипача Халявкина в инсценировке рассказа А.П.Чехова Жилец, впоследствии всегда играл этот «номер» в концертах на эстраде. Сразу после училища Гриценко приняли в труппу Вахтанговского театра, и вахтанговским артистом он остался до конца жизни. Одна из ранних больших работ Гриценко – роль Степана в комедии А.Корнейчука Приезжайте в Звонковое – была окрашена мягким, добродушным юмором, броским комедийным эффектом отличалась роль шахтера Гаврилы в спектакле Макар Дубрава А.Корнейчука. В манере комедийного преувеличения, гротеска, с элементами буффонады сыграл Молокова в постановке На золотом дне Д.Н.Мамина-Сибиряка (1955), создал романтический образ народного героя Олеко Дундича в одноименном спектакле (1955), в приглушенных, лирических тонах, отрешенным от мирской суеты представил героя Ф.М.Достоевского князя Мышкина в Идиоте (1958) и др.
Актера широкого диапазона, редкого дара внешнего и внутреннего перевоплощения, яркой, щедрой фантазии, Гриценко отличали необыкновенная сценическая смелость и изобретательность художественных приемов. Р.Н.Симонов, художественный руководитель Вахтанговского театра, актеры-коллеги приходили смотреть, «как работает» Николай Гриценко, восхищаясь его «неожиданностью» на каждом спектакле. Его называли «театром в театре».
Среди множества ролей, сыгранных Гриценко в 1960-е годы, внимание театральной Москвы вызвали Дон Гуан (Маленькие трагедии А.С.Пушкина, 1961), Федор Протасов (Живой труп Л.Н.Толстого, 1962), Магара (Виринея Л.Н.Сейфуллиной, 1967), Мамаев (На всякого мудреца довольно простоты А.Н.Островского, 1969), Тарталья (Принцесса Турандот К.Гоцци).
Много и успешно игравший Гриценко не был обделен ролями. Его называли актером москвинской школы: он обладал умением разрабатывать образ во всех деталях, органически сближать в характере противоположные черты. В 1970-е годы, когда Гриценко играл солдата Шадрина с его крестьянской смекалкой и юмором (Человек с ружьем Н.Погодина), бывшего начальника Дашдамирова, преображающегося в «начальника» (Женщина за зеленой дверью Р.Ибрагимбекова), на сцене возникала атмосфера мастерства, которая для последующих поколений казалась недосягаемой высотой.
Гриценко много снимался. Начав с комедийных, пришел к подлинно драматическим ролям: Каренин (Анна Каренина по роману Л.Н.Толстого, 1967, реж. А.Зархи), Вадим Рощин (трилогия Сестры, Восемнадцатый год, Хмурое утро, 1957–1959, реж. Г.Рошаль, по роману А.Н.Толстого Хождение по мукам), немецкий генерал в фильме Семнадцать мгновений весны (1973, реж. Т.Лиознова) и др.
Умер Гриценко в Москве 8 декабря 1979.
Зоркая Н. Н.Гриценко. М., 1965
Ульянов М. Талант неповторимый. – Театральная жизнь, 1982, № 12
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»