ГОЛУБОВСКИЙ, БОРИС ГАВРИЛОВИЧ
ГОЛУБОВСКИЙ, БОРИС ГАВРИЛОВИЧ (р. 1919), русский театральный деятель, режиссер, педагог. Народный артист РСФСР (1976), лауреат Государственной премии РСФСР (1978). Родился 30 марта 1919. Окончил ГИТИС им. А.В.Луначарского (1941) у Н.М.Горчакова, Ф.Н.Каверина, Н.В.Петрова. В период обучения бывал на репетициях В.Э.Мейерхольда, К.С.Станиславского, В.И.Немировича-Данченко, познакомился с ведущими деятелями советского театра А.Д.Диким, Л.М.Леонидовым.
Первая роль Голубовского – в спектакле Надежда Дурова в Саратовском театре имени Карла Маркса. Во время Великой Отечественной войны был режиссером Московского комсомольского фронтового театра ГИТИСа и Театра миниатюр «Огонек», подготовил спектакли Ночь ошибок О.Голдсмита, Парень из нашего города К.М.Симонова. В 1950–1954 работал главным режиссером в Московском областном театре драмы, поставил спектакли Ромео и Джульетта У.Шекспира (1952), Откровенный разговор Л.Г.Зорина (1953), Легенда о любви Н.Хикмета (1954) и др. Лауреат премии на смотре молодых режиссеров в Москве в 1954. С 1957 по 1965 был главным режиссером МТЮЗа, осуществил постановки спектаклей Именем революции М.Ф.Шатрова (1957), Пароход зовут «Орленок» А.А.Галича (1958), Мечта моя…Индия Э.С.Радзинского (1960), Загорается маяк Н.Н.Добронравова и С.Т.Гребенникова (1961), Ромео и Джульетта Шекспира (1964) и др. Работы Голубовского в МТЮЗе завоевали заслуженную популярность у зрителей. Праздничность в сочетании с тонкой направленностью тематически и органически образовали режиссерскую стилистику режиссера. Каждый его спектакль воплотил в себе частицу мировоззрения режиссера, его жизненное кредо, творческие принципы и взгляды. В спектаклях Голубовского зримо и точно проявилось открытое, прямое, неравнодушное стремление как можно глубже познать человеческие страсти. Работа в театре юного зрителя оставила отпечаток на всем творчестве Голубовского, он остался приверженцем темы молодежи.
С 1965 по 1987 возглавлял Московский драматический театр им. Гоголя, не пользовавшийся популярностью у столичного зрителя. За время своего руководства постепенно обновил и укрепил коллектив, изыскал средства для нормального функционирования театра. На этой сцене Голубовский поставил спектакли Я отвечаю за все М.Рогачевского по Ю.П.Герману (1966), Верхом на дельфине по пьесе Л.А.Жуховицкого Возраст расплаты (1968), Белые и черные А.Котова (1969), Земля Н.Е.Вирты (1970), Карьера Бекетова А.В.Софронова (1973), Рок-н-ролл на рассвете Т.Колесниченко и В.Некрасова (1974), Берег по Ю.В.Бондареву (1977) в оформлении Э.Стенберга, Закон по А.И.Ваксбергу (1980), …А этот выпал из гнезда Д.Вассермана (1983) и др. Заинтересованное стремление познать глубинную суть человеческих отношений, определить подлинную меру человеческой ценности постоянно одушевляло работу режиссера. Работая в Театре имени Гоголя, Голубовский продуманно создавал свой авторский актив, стремился раскрыть и развить дарования молодых артистов.
Голубовский тяготеет к условному драматургическому материалу. Человек отменной литературной эрудиции и тонкого вкуса, он предпочитает схемы, отвлеченные от конкретной действительности (…А этот выпал из гнезда).
В 1987 режиссер ушел из Московского драматического театра им. Н.В.Гоголя. С 1975 преподает в ГИТИСе (с 1991 РАТИ), профессор кафедры режиссуры (1985). В 1991–1995 руководил Московским театральным колледжем, образованном на базе РАТИ.
ГГолубовский Б. Лицо автора в спектакле. М., 1972
Голубовский Б. Место работы – театр. М., 1986
Голубовский Б. Пластика в искусстве актера. М., 1986
Голубовский Б. Большие маленькие театры. М., 1998
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»