ГИЛГУД, ДЖОН АРТУР
ГИЛГУД, ДЖОН АРТУР (Gielgud, John Arthur) (1904–2000), британский актер театра и кино, режиссер. Родился 14 апреля 1904 в Лондоне. С раннего детства приобщился к театральному миру, к началу 1920-х годов закончил театральную школу леди Бенсон и Королевскую академию драматического искусства в Лондоне. Театральный дебют Гилгуда состоялся в лондонском театре «Олд Вик» в 1921, когда он вышел на сцену в роли герольда в шекспировской пьесе Генрих V. В 1930 впервые сыграл роль Гамлета и впоследствии исполнял ее свыше 500 раз. Много лет выступал на сцене Шекспировского мемориального театра. В 1937 Гилгуд основал собственную труппу в Королевском театре, где ставил классический репертуар. За свои театральные постановки на Бродвее Гилгуд трижды был удостоен премии «Тони».
Свою первую роль в кино сыграл в 1924 (в немом фильме Кто этот человек? – Who Is the Man? У.Саммерза) и в дальнейшем утвердился как исполнитель колоритных персонажей второго плана – как, например, тайный агент Эшенден в раннем фильме Хичкока Тайный агент (Secret Agent, 1936) или веселый актер Айниго Джолифант в музыкальной комедии Добрые товарищи (The Good Companions). Из его немногочисленных экранных работ 1930–1940-х годов наиболее крупной ролью стал британский премьер и политик викторианской эпохи Дизраэли в биографической картине Т.Дикинсона Премьер-министр (The Prime Minister, 1941).
В 1950-е годы Гилгуд снимается более активно, чему отчасти способствует новый всплеск интереса к экранизациям Шекспира. В 1953 создает яркий образ тираноборца Кассия в голливудской интерпретации Юлия Цезаря (Julius Caesar, реж. Д.Манкевич), играет Кларенса в Ричарде III (Richard III, реж. Л.Оливье, 1955), снимается в Ромео и Джульетте (Romeo and Juliet, 1954) Р.Кастеллани. Именно в ролях второго плана Гилгуд добивается впечатляющей выразительности и наивысшей степени признания – так, за роль французского короля Людовика VII в фильме П.Гленнвила Бекет (Becket, 1964) по пьесе Ж.Ануйя его выдвигают на «Оскар» в номинации на «лучшую мужскую роль второго плана». Начиная с 1960-х годов Гилгуд переходит в амплуа второстепенного «возрастного» героя, легко перевоплощаясь не только в исконных британцев (лорд Раглан в Атаке легкой бригады – The Charge of the Light Brigade, 1968, лорд Ирвин в Ганди – Gandhi, слуга Беддоус в Убийстве в восточном экспрессе – Murder On the Orient Express), но и в героев иных наций и далеких эпох (шейх Шариф Эль-Гариани в Льве пустыни – Lion of the Desert, 1981, кардинал в Галилее – Galileo, 1975, сенатор в Калигуле – Caligula, 1980). За второстепенную роль острослова-дворецкого в комедии Артур (Arthur, 1981, реж. С.Гордон) Гилгуд был удостоен премии «Оскар».
В 1991 87-летний актер предстал в роли волшебника Просперо в Книгах Просперо (Prospero's Books, 1991) П.Гринуэя. Анемичный, но величественный герой Гилгуда выступил связующим звеном в причудливой мозаике фантасмагорических образов, весьма далекой от традиционной трактовки шекспировской Бури. На исходе века он появился в эпизодах еще нескольких лент (Первый рыцарь – The First Knight, 1995, Гамлет – Hamlet, 1997, Елизавета – Elizabeth, 1998), в других картинах его голос звучал за кадром (Сердце дракона – Dragonheart, 1996, В поисках Камелота – Quest for Camelot, 1998). Свою последнюю роль в кино Гилгуд сыграл в 2000 в фильме Катастрофа (Catastrophe) по пьесе С.Беккета (реж. Д.Мэмет).
Умер Гилгуд в г.Эйлсбери (графство Бакингемшир, Англия) 21 мая 2000.
Другие фильмы с его участием: Уликой была новая шпилька (The Clue of the New Pin, 1929); Оскорбление (Insult, 1932); Вокруг света в 80 дней (Around the World in 80 Days, 1956); Святая Иоанна (Saint Joan, 1957); Полуночные колокола (Chimes in Midnight, 1966); Себастиан (Sebastian, 1967); О, что за прелестная война! (Oh! What a Lovely War!, 1969); Орел в клетке (Eagle in a Cage, 1972); Потерянный горизонт (Lost Horizon, 1973); Портрет художника в юности (A Portrait of the Artist as a Young Man, 1977); Убийство по приказу (Murder by Decree, 1979); Огненные колесницы (Chariots of Fire, 1981); Злая дама (The Wicked Lady, 1983); Какой позор! (Scandalous, 1984); На охоте (The Shooting Party, 1985); Пусть все будет честно (Leave All Fair, 1985); Доносчик (The Whistle Blower, 1987); Свидание со смертью (Appointment With Death, 1988); Теперь все в порядке (Getting It Right, 1989); Неожиданное богатство (Strike It Rich, 1990); Пронизывающее сияние (Shining Through), Сила одиночки (The Power of the One, 1992); Преследуемые (Haunted, 1995); Сияние (Shine, 1996); Портрет леди (The Portrait of a Lady, 1997).
Гилгуд Д. На сцене и за кулисами. М., 1969
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»