ГАРДИН, ВЛАДИМИР РОСТИСЛАВОВИЧ
ГАРДИН, ВЛАДИМИР РОСТИСЛАВОВИЧ (1877–1965), русский актер, режиссер, сценарист. Народный артист СССР (1947). Родился 6 (18) января 1877 в Твери в семье офицера. Правнук писателя И.И.Лажечникова. Учился во Втором московском кадетском корпусе и Киевском военном училище, в 1896 офицером был отправлен в Новогеоргиевскую крепостную артиллерию. Вскоре после ухода в запас работал младшим контролером в Акцизном ведомстве. Выступал на любительской сцене Пожарного общества в г. Рославле Смоленской губернии.
В 1898 был принят в труппу антрепренера Е.Славянского, где сыграл Зеленова в пьесе А.Сумбатова-Южина Соколы и вороны. Затем работал в провинции – в Риге у режиссера С.Ратова; в антрепризе С.Волгина в Екатеринбурге, Перми, Одессе, Бендерах; в антрепризе В.Никонова в Гродно; в антрепризе Ефимова в Царицыне; в антрепризе В.Форкатти в Таганроге, Кишиневе, Юзовке, Екатеринославе. В этот период Гардиным сыграны Савушка (Каширская старина Д.Аверкиева), Герой-любовник (Татьяна Репина А.Суворина), Президент (Коварство и любовь Фр. Шиллера), Рогожин (Идиот по Ф.Достоевскому) и др. В 1902–1904 работал в Тифлисе в антрепризе Н.Красова, сыграл Бориса Годунова (Царь Федор Иоаннович А.Толстого) Константина (Дети Ванюшина С.Найденова), Воротынского (Василиса Мелентьева А.Островского и С.Гедеонова), Вершинина (Три сестры А.Чехова), Сирано (Сирано де Бержерак Э.Ростана), Страфореля (Романтики Д.Мережковского) и др.
Во время гастролей В.Ф.Комиссаржевской в Тифлисе подписал договор с Драматическим театром в Петербурге, где проработал с 1904 по 1906. В Театре Комиссаржевской Гардин сыграл Раввина де Сантоса (Уриель Акоста К.Гуцкова), Крогстада (Нора Х.Ибсена), Шалимова (Дачники М.Горького), Картинкина (Авдотьина жизнь Найденова) и др роли. В 1907 работал в Василеостровском театре под руководством Н.Попова, затем организовал Свободный театр в Териоках, где ставил запрещенные цензурой пьесы К звездам и Савва Л.Андреева, Ткачи Г.Гауптмана, Саломея О.Уайлда и др. В 1908 организовал русский театр в Париже, поставил спектакли Жизнь человека Л.Андреева, Привидения Ибсена.
С 1909 началась полоса скитаний по русской провинции. В 1912 в Московском театре Корша актер выступил в роли Феди Протасова (Живой труп Л.Толстого). В театральной биографии Гардина эта роль была одной из самых значительных и наиболее любимых.
В 1913 Гардин заключил контракт с фирмой «Тиман и Рейнгард» и перешел в кинематограф на режиссерскую и сценарную работу. В том же году снял фильм Ключи счастья (совместно с Я.Протазановым). Другие фильмы Гардина: Анна Каренина (сценарий и режиссура), В огне славянской бури, Вавочка (сценарий и режиссура), Дни нашей жизни, Дворянское гнездо, Крейцерова соната, Маска смерти (сценарий и режиссура), Подвиг казака Кузьмы Крючкова и др. (все 1914); Война и мир (совместно с Протазановым, сценарий и режиссура), Вторая молодость, Маскарад чувств (сценарий и режиссура), Много ли человеку земли нужно (сценарий и режиссура, совместно с Н.Маликовым), Накануне (совместно с Маликовым), Приваловские миллионы (все 1915); Барышня-крестьянка (сценарий и режиссура совместно с О.И.Преображенской), Богема, В сетях сирен, Власть земли, Дочь улицы, Лунный свет и др. (все 1916); Дети сатаны, Ток любви, Двадцать два несчастья и др. (все 1917).
Гардин был одним из организаторов, а затем первым директором Госкиношколы (впоследствии ВГИК). В 1918–1919 – зав. Кинопроизводством кинофотоотдела Первой Госкиношколы; в 1920 – зав. Мастерскими кинорежиссуры Наркомпроса; в 1922–1924 – один из организаторов и режиссер киностудии Всеукраинского фото-киноуправления в Одессе. Поставил более 50 фильмов, в т.ч. День коммунистической молодежи (1918); Девяносто шесть (сценарий совместно с А.Луначарским, режиссура совместно с Л.Леонидовым, Г.Глебовой, Е.Ивановым-Барковым, Преображенской, А.Горчилиным и др.), За красное знамя (монтаж), Последний патрон (монтаж, все 1919); Голод… голод… голод (сценарий и режиссура, совместно с В.Пудовкиным), Серп и молот (совместно с Пудовкиным, оба 1921); Последняя ставка мистера Энниока, Призрак бродит по Европе (оба 1922); Слесарь и канцлер (сценарий совместно с Пудовкиным, режиссура совместно с Преображенской, 1923); Поэт и царь (сценарий и режиссура совместно с Е.Червяковым, 1927); Кастусь Калиновский (сценарий и режиссура), Четыреста миллионов (сценарий совместно с Я.Бабушкиным, режиссура, 1928); Песня весны (сценарий совместно с А.Лежневич, режиссура, 1929) и др.
В годы звукового кино Гардин выступал только как актер (еще в 1915 он сыграл роль Наполеона в своем фильме Война и мир). Создал ряд глубоких, запоминающихмя образов, снялся более чем в 70 фильмах, в т.ч. Двадцать шесть комиссаров (Гражданин с хризантемой), Встречный (Бабченко), Слава мира (Пауль Форсат, все 1932); Иудушка Головлев (Порфирий Головлев, 1933); Дубровский (князь Верейский, 1935); Юность поэта (гувернер Лицея Мейер, 1936); Петр I, 2-я серия (Толстой, 1938); Человек в футляре (директор гимназии, 1939); Антон Иванович сердится (Иоганн Себастьян Бах), Разгром Юденича (генерал Юденич, оба 1941); Секретная миссия (Дилон, 1950). С 1940 Гардин выступал на эстраде.
Умер Гардин в Ленинграде 28 мая 1965.
Иезуитов Н. Гардин. ХL лет. М., 1940
Саламанов Н. Владимир Ростиславович Гардин. М., 1940
Ждан В. Народный артист СССР В.Р.Гардин. М., 1951
Гардин В.Р. Жизнь и труд артиста (совместно с Т.Д.Булах-Гардиной). М., 1960
Гардин В.Р. Воспоминания, тт. 1–2. М., 1949–1952
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»