ФРЕЙНДЛИХ, АЛИСА БРУНОВНА
ФРЕЙНДЛИХ, АЛИСА БРУНОВНА (род. 1934), русская актриса театра и кино. Лауреат Госпремии РСФСР (1976), Народная артистка СССР (1981), награждена Орденом Трудового Красного Знамени (1986).
Алиса Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 в Ленинграде. Семья жила в коммунальной квартире. Алиса Бруновна вспоминает: «Я родилась в доме на Исакиевской площади. Из окон нашей квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник и открывался захватывающий душу своей какой-то сверхкрасотой вид на Неву. Очарование моего города с детства вошло в душу и околдовало на всю дальнейшую жизнь...». Всю войну Алиса прожила в городе на Неве. Только в декабре 1945 они переехали с мамой в Таллинн к родственникам, где прожили до лета 1948.
В 1953 Алиса оканчивает школу в Ленинграде и поступает в Ленинградский Театральный институт им. А.Островского (Курс Б.В.Зона). Через четыре года руководитель курса на фотографии, подаренной юной актрисе, оставил надпись: «Милая Алиса! Вы не смеете оставить втуне ни одну из Ваших склонностей: играть, читать, петь, танцевать. Только в таком случае Вы всюду поспеете и будете счастливы (Ленинград, июнь, 1957 год)».
В 1957 Алиса Фрейндлих зачислена в труппу Театра им. В.Ф.Комиссаржевской, где играет в спектаклях по пьесам классических (В.Шекспир, Тирсо де Молина, К.Гоцци) и современных (А.Галич, О.Берггольц) драматургов.
С 1962 по 1981 А.Фрейндлих – актриса Театра им. Ленсовета. Роль Элизы Дулиттл в Пигмалионе Б.Шоу была серьезным испытанием для Фрейндлих. Казалось бы, она дает полный простор для раскрытия всех особенностей ее дарования, вместе с тем здесь могла оказаться неуместной ее привычка расцвечивать роль актерскими «придумками». Но Фрейндлих попыталась найти единую тему роли, настоящую цельность образа, не раздробив его на множество ярких кусочков и подробностей. Элиза-Фрейндлих могла бы показаться жалкой: маленькая, хрупкая, недоверчивая, интуитивно ощущающая одиночество в мире, где она, по сути дела, никому не нужна и никому не интересна. Но в этом своем одиночестве, в отчаянных, почти судорожных усилиях борьбы за существование она ухитряется сохранять и яростно защищать свое человеческое достоинство.
Роль Тани в спектакле по одноименной пьесе А.Арбузова (1963) – еще одна яркая работа актрисы. Таня-Фрейндлих ребячливо лукава, очаровательно весела, пока ею не сделано страшное открытие – Герман любит другую. Таня поражена этим открытием, и кажется, что именно в эту секунду она замкнулась, обиделась на всех людей. Она не стала злой, в ее сердце поселилась горечь. Да, она не торопится откликаться на человеческую радость и печаль, она не так доверчива, ибо все поверяет живущим в ее душе высоким нравственным идеалом. В роли Тани Фрейндлих как раз и рассказывает о том, как человек растет духовно, нравственно, о том, как к нему приходит зрелость. Но духовный, нравственный рост вовсе не означает возвращения к безоблачному оптимизму юности, а зрелость почти всегда сопряжена с грустью.
Еще больше горечи Фрейндлих находит в послевоенной пьесе Арбузова, в роли Лики (Мой бедный Марат, 1965). Если Таня-Фрейндлих, уйдя от Германа, чтобы оградить свою любовь от лжи, по сути дела, не менялась в своем существе и цельности, то здесь роль резко делится на две части, на две половины: Лика юная и Лика зрелая, взрослая. В юной Лике–Фрейндлих множество тончайших комедийных деталей, находок, подробностей, которые все работают на одну мысль – неистребима, неугасима радость жизни, юности, надежды. И вот через четыре года она принесла в жертву свою любовь, то чувство, которое спасло ее в блокадную зиму. Она решилась на компромисс, пусть во имя как будто бы благородной цели… Лика спустя семнадцать лет. Теперь ее жизнь вполне благополучна. Но Фрейндлих почти с беспощадной резкостью обнажает деловитую бесцветность, заурядность Лики, ее скептическую усталость.
Джульетта-А.Фрейндлих (Ромео и Джульетта, 1964) держит и Ромео, и зрителя в томительно-радостном ожидании открытий. Она открывает мир окрыляющей влюбленности силой взлета чувств и высоких откровений. Эта Джульетта подводит зрителя к той черте, где любовь становится символом, а смерть не безумным горестным итогом, а утверждением святыни, воздвигнутой в сердце.
Через несколько лет Фрейндлих сыграет другую, теперь уже комедийную шекспировскую роль – Катарину в Укрощении строптивой (1970). Спектакль, поставленный И.Владимировым, решен в плане озорного и чуть грубоватого мюзикла, подчеркнуто буффонадной игры. В Катарине-Фрейндлих нет черт прекрасной ренессансной женщины. Эта рыжая девчонка, угловатая, с визгливыми интонациями, некрасивая в минуты ярости, когда кажется, что она может драться, царапаться, кусаться, как обозленный зверек. Но все-таки Катарина – умница, отлично понимающая безвыходность и даже унизительность своего положения, тех ситуаций, в которые ставит ее грубая воля Петруччио. Катарина-Фрейндлих – маленькая рыжая клоунесса, не щадящая себя и бесконечно артистичная в этой эстетике драк, потасовок, падений, песенок и трюков. В этом неистовом, но по-своему изящном искажении женственности, женского достоинства есть дерзкий вызов прямолинейности Петруччио, владеющему нехитрой системой укрощения. Но где-то в глубине души тоже таится грусть, грусть от того, что приходится прибегать к таким грубым способам защиты, чтобы защитить свою любовь и неразрывно связанное с нею чувство человеческого достоинства.
Черты трагикомической актрисы видны в исполнении А.Фрейндлих роли Катерины Ивановны в спектакле Преступление и наказание (1971). Лихорадочная порывистость, настороженная и нервная агрессивность этой измученной, изможденной женщины прикрывает ее беззащитность, беспомощность. Унижение, безвыходность рождает вымученную эксцентрику гордыни, яростно-презрительной спеси. На протяжении спектакля раскрывается сущность страстного, доброго и вместе с тем искаженного, изуродованного страшной жизнью характера.
В кино А.Фрейндлих начала сниматься еще в 1955, но настоящую известность ей принес фильм Служебный роман (1977). Судьбой своей героини она доказала, что счастье возможно в жизни любого человека. Комические и лирические мотивы благодаря А.Фрейндлих сливаются воедино, приобретают легкий, очаровательно-трогательный иронический оттенок.
В Лидии Васильевне Алисы Фрейндлих (Старомодная комедия, 1978) эксцентричность, внутренняя независимость, острота ума. Она излучает душевную теплоту. В песне о вере в чудеса А.Фрейндлих поет о том, что человеческое сердце имеет право на время забыть горести и обиды, открыться добру, поверить в него.
Д'Артаньян и три мушкетера, пожалуй, один из самых популярных фильмов конца семидесятых годов. Алиса Фрейндлих – королева. Она элегантна, женственна, чуть капризна, но снисходительна. В ней истинное королевское великодушие. На балу она танцует, поет – счастлива, что ее верноподданным мушкетерам удалось вовремя доставить злополучные подвески. В танце героиня А.Фрейндлих раскрепощается: непосредственна, упоена игрой. Разрушаются все придворные условности. Кажется, сама жизнь, ликуя, танцует полонез. Вообще, музыкальность – одна из граней таланта актрисы. Музыкален строй речи, движения, пластический и ритмический рисунок роли.
В Опасном возрасте (1981) женственность героини А.Фрейндлих терпит поражение, приносит себя в жертву. Необходимость выбора между работой и семейным очагом требует компромисса, который и становится неотъемлемой составляющей брака.
Годом раньше, в 1980, А.Тарковский предложил А.Фрейндлих роль жены Сталкера (Сталкер). Режиссеру понадобилась актриса, обладающая даром постигать тайны человеческого духа, способного падать в трагические бездны и подниматься до трагических высот. Кульминация роли, сыгранной Фрейндлих, – минута очищения, оправдания всех мук и страданий.
Харита Игнатьевна в исполнении А.Фрейндлих (Жестокий романс, 1984) приветлива, любезна со всеми женихами дочери. Но она не стремится любым способом избавиться от Ларисы. Она искренне желает ей счастья, делает все от неё зависящее. Сердце Хариты Игнатьевны обливается кровью, но все-таки не в силах запретить Ларисе «бежать» с Паратовым (Н.Михалков) на Волгу, она знает, как эта поездка важна для дочери.
С 1984 А.Фрейндлих работает в Большом Драматическом Театре им. Товстоногова. Коварство и любовь – спектакль, поставленный в 1990 режиссером Т.Чхеидзе. Весь характер леди Мильфорд – в переменчивости настроений. Излом. Порыв. Каприз. Неизвестно, что она вытворит через минуту. «В твои объятья я бросаюсь, добродетель»!» – говорит она. Леди Мильфорд-А.Фрейндлих – сплав добродетельной чистоты и пылких объятий. В этом театре А.Фрейндлих играет также в пьесах А.Володина, М.Горького, Т.Уильямса, В.Шекспира, Т.Стоппарда.
Последние по времени театральные работы актрисы – Осенние скрипки (1997), Калифорнийская сюита (1999). В 2002 был снят фильм Женская логика. В главной роли – А.Фрейндлих.
Дар Алисы Фрейндлих – дар поэтического свойства – умение подать предмет, явление, преломив его через призму своей индивидуальности, оттолкнувшись от внешнего, до тонкости постичь внутреннюю суть; дар вдохновенной импровизации, высокий взлет, острота и свежесть чувств.
Требования ее лирических героинь к жизни, к людям, к самим себе очень высоки, строги. Они надеются быть понятыми, но избегают навязывать свои взгляды и мысли. Их внутренняя свобода сочетается с пониманием того, что окружающие люди могут быть лишены этой свободы в силу многих, очень сложных обстоятельств. Великодушие делает их судьбу еще более трудной.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
Неоконченная повесть (1955); С Город зажигает огни (1958); Повесть о молодоженах (1959); Полосатый рейс (1961); Фро (1964); Похождения зубного врача (1965); Первый посетитель (1965); Двенадцать стульев (1966); От нечего делать (1969); Вчера, сегодня и всегда (1969); Мадрид (1969); Великие холода (1969); Вальс (1969); Тайна железной двери (1970); Моя жизнь (1972); Мелодии Верийского квартала (1973); Исполняющий обязанности (1973); Соломенная шляпка (1974); Анна и Командор (1974); Всегда со мною... (1976); Голубой щенок (1976); Принцесса на горошине (1976); Служебный роман (1977); Старомодная комедия (1978); Д'Артаньян и три мушкетера (1978); Алиса Фрейндлих (1979); Сталкер (1980); Разлученные (1980); Я помню чудное мгновенье... (1980); Два голоса (1980); Три года (1980); Сергей Иванович уходит на пенсию (1980); Агония (1981); Спасибо за нелетную погоду (1981); Опасный возраст (1981); Клетка для канареек (1983); Вместе с Дунаевским (1984); Жестокий романс (1984); Простая смерть (1985); Тайна Снежной Королевы (1986); Успех (1986); Будни и праздники Серафимы Глюкиной (1988); Жить, думать, чувствовать, любить (1988); Геннадий Гладков (1988); Любить (1990); Мушкетеры двадцать лет спустя (1992); Необъятный Рязанов (1992); Тайна королевы Анны, или мушкетеры тридцать лет спустя (1993); Охота (1994); Подмосковные вечера (1994); Маленький Принц (1995); Щелкунчик (1996); Женская логика (2002).
Актёры советского киноискусства. М.: Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1983
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»