ФО, ДАРИО
ФО, ДАРИО (Fo, Dario) (р.1926), итальянский актер, драматург, режиссер. Его называют паяцем. Блистательный актер, мастер импровизаций, интересный режиссер, художник, самый популярный из ныне живущих драматургов Италии, чьи пьесы давно и много идут на сценах театров всех континентов, Фо создал около семидесяти комедий в эстетике, близкой комедии дель арте и театру варьете. В 1997 был удостоен Нобелевской премии в номинации – литература. Однако по общему мнению, премию он получил за свою деятельность в целом. Как объяснял сам Фо, «это признание слова, исполняемого со сцены» («parola recitata», буквально «играемое слово»). Представляя нового лауреата, постоянный секретарь Шведской Академии Стюре Аллен сказал: «Дарио Фо – одна из ключевых фигур европейского театра последних десятилетий. Он подражает средневековым шутам, смело критикуя власть и защищая достоинство угнетенных. Он открывает нам глаза на злоупотребления власть имущих и на происходящие в обществе несправедливости».
Сын рабочего и крестьянки, Фо родился 26 марта 1926 на севере Италии в маленькой альпийской деревушке Сан Джано провинции Варезе, где в те времена еще бытовали некоторые формы устного народного творчества, близкого по эстетике итальянскому театру масок. Его отец, член социалистической партии, был железнодорожником,и вся семья жила идеалами антифашизма. С детских лет Фо обнаружил сильную тягу к искусству, и родные приняли нелегкое для бедной семьи решение дать мальчику образование. С 1940 обучался живописи на факультете сценографии в миланской Академии Брера, в 1945 поступил на факультет архитектуры Политехнического института. В студенческие годы начал сочинять. Вначале это небольшие импровизированные монологи, сатирические скетчи, полуфантастического содержания рассказы (похожие на те, что он слышал от народных сказителей в своей родной деревне), которые он исполнял в кругу своих друзей и знакомых – студентов Милана. Постепенно известность его росла. В 1952 получил приглашение на радио, где с большим успехом исполняел свои юмористические монологи.
В 1953 кардинально изменил свою жизнь: покинул институт и полностью посвятил себя театру. Вместе с актерами Ф.Паренти и Д.Дурано создал театр-варьете, для которого написал и поставил два сатирических произведения – фарсы Пальцем в глаз (1953) и Связать здоровых (1954), которые вскоре были закрыты цензурой. Его профессиональному становлению в те годы способствовал французский мим и режиссер Жак Лекок. В 1954 женился на актрисе Франке Раме: с тех пор она стала его постоянной партнершей и первой актрисой его театра. В 1955–1957 написал сценарии для кино, выступал как художник и исполнитель в некоторых фильмах, в частности у Карло Лидзани.
В 1959 создал свой театр, получивший название «Труппа Дарио Фо – Франка Раме». Писал одну комедию за другой. Среди лучших его произведений тех лет – трехактная пьеса Архангелы не играют во флиппер (1959), фарсовая комедия, сатира на чиновничью бюрократию в буржуазном обществе, и комедия Изабелла, три каравеллы и болтун (1963) о великом мореплавателе Кристофоре Колумбе, его открытиях и нелегких взаимоотношениях с королевской властью Испании.
Политические события в мире конца 1960-х, прежде всего война во Вьетнаме, побудили Фо совершить крутой поворот в своей жизни и карьере. Отказался от своей роли «шута буржуазии», порвал с коммерческим театром и посвятил себя борьбе за социальную справедливость и права народа. Cтал самым ярким в Италии представителем «политического театра» – движения, переживавшего в те годы в странах Запада свой расцвет. Организует новый театр под названием «Нуова шена» при поддержке АРЧИ (ARCI), культурной организации итальянской компартии. Его театр колесил по стране, показывая спектакли в отдаленных уголках, перед рабочими фабрик и заводов, выступая на площадях и в трудовых коллективах. Фо написал и поставил несколько комедий о борьбе пролетариата с капиталом в стилистике агитпропа, среди которых наибольшую известность получила комедия Рабочий знает 300 слов, а хозяин 1000. Поэтому он хозяин (1969).
Его театр глубоко связан с национальной театральной традицией комедии дель арте, его пьесы отличает импровизационность, фарсовое начало, отказ от психологизма, соединение реальности и фантастики, гротесковость, буффонада, высокий ритм, использование музыки и песен.
В 1969 создал лучшее свое произведение – Мистерию-буфф, комическую мистерию по сюжетам Евангелий и средневековых хроник Италии и других европейских стран. Пьеса состоит из отдельных сцен: Воскресенье Лазаря, Рождение комедианта, Бонифаций VIII и др. Создавая Мистерию, опирался не на канонические, а на апокрифические евангелия. Он относится к Писанию как фольклору, берет из него хорошо известные и понятные всем сюжеты и дает свою интерпретацию. В пьесе очень много действующих лиц, но, по замыслу автора, она исполняется одним актером как моноспектакль.
Впервые Фо показал Мистерию-буфф в 1969. С тех пор содержание пьесы необычайно расширилось: чтобы исполнить ее всю, нужен не один вечер. Пьеса имеет открытую структуру, она может принять и принимает новые сюжеты, новые сцены, при этом структура её не нарушается, а остается устойчивой. Собственно игровой сюжет легко и свободно переходит в прямое общение с залом. Фо заводит разговор о проблемах современной политики и использует малейший повод, чтобы завязать с залом беседу. Обладая актерской свободой и тонким чувством зала, он импровизирует и порой неожиданно даже для своих коллег вводит в спектакль новые, незапланированные ранее сцены. Не существует двух одинаковых спектаклей по Мистерии-буфф, да и опубликованные варианты пьесы отличаются один от другого. От спектакля к спектаклю менялась аудитория Фо, менялся с годами сам автор, менялся и мир за стенами театра. Так среди персонажей этой пьесы в разное время побывали (наряду с собственно персонажами комедии), все ведущие политики Италии и всего мира последних трех десятилетий.
Острие его сатиры было направлено не только против правящих буржуазных партий, но и против политической линии итальянской компартии. В 1970 после продолжительных дискуссий произошел разрыв: Фо и Раме вышли из труппы «Нуова шена» и в том же году создали новый театральный коллектив «Ла Комуне», независимый и политически и экономически, ориентирующийся на позицию крайне левых.
Одной из лучших, наиболее законченных и совершенных своих комедий, которая чаще других исполняется в театрах разных стран, является Случайная смерть анархиста (1970) – яркое, сценичное, искрящееся юмором произведение. По форме и жанру – это фарс, стремительный, острый, блистательно разработанный. По содержанию – своеобразное расследование загадочной смерти человека, «случайно выпавшего из окна» полицейского участка при загадочных обстоятельствах. Вместе с тем это произведение и о власти искусства над людьми, одной из излюбленных тем театра Фо. Прямо или косвенно она звучит во многих, если не во всех его комедиях.
В 1977 реализовал серию телевизионных проектов, в частности многосерийную телеверсию спектакля Мистерия-буфф. В 1982 создал моноспектакль по материалам классических старинных фарсов, исполнявшихся комиками театра масок, под названием Непристойная басня, имевший большой успех. С конца 1970-х для своей жены Фо написал несколько пьес, посвященных проблемам женщины в современном обществе. Среди них пьеса Весь дом, постель и церковь (1977) и комедия, получившая особенно большой резонанс, Свободная пара (1983).
Мария Скорнякова
Chiara Valentini. La storia di Dario Fo. Milano, 1977
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»