ДЖЕКСОН, ГЛЕНДА
ДЖЕКСОН, ГЛЕНДА (Jackson, Glenda) (р. 1936), английская актриса кино, театра и телевидения. Родилась 9 мая 1936 в Биркенхеде (графство Чешир), в семье каменщика. С детства увлеклась театром, играла на любительской сцене. После нескольких лет приработков, не связанных с актерской профессией (официантка, администратор в отеле, помощница аптекаря), Джексон поступила в Королевскую академию драматических искусств, затем вошла в труппу театра в Стратфорде (Офелия в Гамлете). Здесь в 1964 ее заметил режиссер П.Брук. Сыграв в пьесе П.Вайса Преследование и убийство Жана-Поля Марата... роль Шарлотты Кордэ (точнее, ее исполнительницы, психически больной нимфоманки в спектакле, поставленном де Садом в доме для умалишенных), Джексон добилась успеха. Заметной стала и ее роль в антивоенной пьесе П.Вайса US, поставленной Бруком.
Быстрому восхождению к славе способствовало и то, что вскоре оба спектакля появились в виде киноверсий (Марат-Сад в 1966, US под назв. Лгите мне в 1967). Вообще же экранным дебютом Джексон была эпизодическая роль в фильме Такова спортивная жизнь (1963, реж. Л.Андерсон). Звездный час Джексон в кино наступил после ее съемок в фильме режиссера К.Рассела Влюбленные женщины. Образ эмансипированной художницы Гудрун Брэнгуэн, одновременно чувственной и холодной, способной отдать свое тело «варвару» (молодому угольному магнату) и при этом остаться независимой, оказался более чем злободневным на пороге 1970-х годов, с их громко декларированными лозунгами женской эмансипации и непродажного секса. За эту роль Джексон была удостоена «Оскара» и премии нью-йоркских критиков.
В дальнейшем Джексон не раз снималась у Рассела: в Любителях музыки она играет эксцентричную Антонину Милюкову, жену П.И.Чайковского, исполняет роли второго плана в Последнем танце Саломеи и Радуге. Следующей этапной работой актрисы стала роль в картине Д.Шлезингера Воскресенье, проклятое воскресенье (Sunday, Bloody Sunday, 1971), за которую она получила премию Британской академии и была номинирована на «Оскара». Уступив этот престижный приз Дж.Фонде, Джексон завоевывает его двумя годами спустя за роль ироничной и обаятельной героини курортного романа в комедии М.Франка Как в лучших домах (A Touch of Class).
Джексон в равной степени уверенно и оргинально ведет свои партии и в психологически-сложных сюжетах на современную тему (Элизабет Филдинг в Романтической англичанке – The Romantic Englishwoman, реж. Дж.Лоузи), и в костюмно-исторических постановках, с успехом исполнив роли Марии Стюарт (Мария, Королева Шотландцев – Mary, Queen of Scots) и великой актрисы Сары Бернар в фильме Несравненная Сара (Incredible Sarah). В 1971 она получила престижную американскую премию Эмми за главную в роль в телесериале Елизавета К(оролева) (Elizabeth R), демонстрировавшемся под рубрикой Театральные шедевры.
В начале 1980-х годов Джексон ограничивается съемками на телевидении (История Патрисии Нил – The Patricia Neal Story, Сахаров – Sakharov сыграла Елену Боннэр), проявляя все больший интерес к политической деятельности. В 1990 она выдвинула свою кандидатуру на выборах в парламент от лейбористской партии, а в 1992 в палате общин появился первый и единственный депутат, дважды удостоенный премии «Оскар», после чего Гленда Джексон официально заявила о завершении своей артистической карьеры.
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»