ДРОЗДОВ, ГЛЕБ БОРИСОВИЧ
ДРОЗДОВ, ГЛЕБ БОРИСОВИЧ (1940–2000), русский режиссер. Народный артист РСФСР (1982). Родился 26 апреля 1940 в семье военного. Ставил спектакли в разных городах России, руководил в театрах Баку, Воронежа, Ярославля. Осуществлял постановки за рубежом. Вел большую общественную работу (кандидат в народные депутаты РСФСР в 1990), преподавал.
В 1961 поступил на режиссерский факультет ГИТИСа им. А.В.Луначарского на курс А.А.Гончарова. Сама атмосфера института способствовала формированию молодого режиссера. С 1969 он принял художественное руководство в Воронежском драматическом театре им. А.В.Кольцова, став одним из самых молодых руководителей театральной России.
Дебютом Дроздова на воронежской сцене была пьеса А.Салынского Мария. Дроздов всегда утверждал, что если есть в театре режиссер, художественный лидер, способный объединить и направить усилия коллектива, – есть и театр, пусть даже труппа не обладает исключительной творческой мощью. Дроздов хотел создать интересный и своеобразный театр, ориентированный не только на классику. Его интересовала современная драматургия, с конфликтами сегодняшнего дня, с поисками и утверждением правды, с пристальным вниманием к жизни. Каждый спектакль Дроздова вызывал интерес зрителя, заставлял волноваться, спорить, вместе с театром искать истину – или отрицать увиденное.
Крупным событием в театральной жизни – и не только Воронежа – стал спектакль в постановке Дроздова Хроника одного дня (1973; Государственная премия РСФСР им. К.С.Станиславского, 1974), написанная им в соавторстве с Э.Пашневым. Это был первый театр, который быстро откликнулся на военный переворот в Чили (сентябрь 1973). Спектакль получился политически актуальным и острым, покоряющим искренней душевной взволнованностью.
Спектакли, поставленные в Воронеже, свидетельствовали о режиссерской зрелости Дроздова, его способности мыслить глубоко, масштабно, умение использовать самые различные средства сценической выразительности, создавать характеры, глубоко проникать в душевный мир героя. Отдав пятнадцать лет работе в Воронеже, Дроздов уехал в Ярославль, приняв под свое руководство драматический театр им. Ф.Г.Волкова с его богатейшими традициями, и работал там три года.
Появилось и коммерческое направление в деятельности Дроздова, что вызывало сопротивление «волковских академиков». С 1980 Дроздов выступает в прессе и с трибуны о необходимости новых договорных отношений в театре. Из г.Тольятти к нему поступило предложение создать театр на контрактной основе с городом – «Колесо». Режиссер заключил контракт, и пока строилось здание театра, коллектив, состоявший из учеников Дроздова, выпускников Ярославского театрального института и ряда актеров из театра им. Ф.Волкова, ездил со спектаклями по провинции. Государственный экспериментальный театр «Колесо» в Тольятти стал первым контрактным театром в стране (1988). Все последующие годы ему сопутствовал успех в России и за рубежом.
Среди спектаклей театра выделялись Звезды на утреннем небе А.Галина и Я бедный Сосо Джугашвили В.Коркия (1989), Женитьба Н.Гоголя и Пигмалион Б.Шоу (1990), Всей птичке пропасть (Власть тьмы) Л.Толстого и Отелло У.Шекспира (1992), Опера сумасшедшего по Ревизору Гоголя и Плутни Скапена Мольера (1995) и др.
Дроздов всегда учитывал вкусы молодого зрителя, который считал «Колесо» своим домом, и помнил, что «публике нужны чистые жанры» – буффонада, фарс, комедия, мелодрама, трагедия, что следует соблюдать условия массовой культуры, дабы зрительный зал не пустовал. «Мне не тесно в Тольятти. Даже если бы я получил здание в Москве, о чем когда-то очень мечтал, я бы не бросил этот город», – говорил Дроздов, ставя своей целью «внушать надежду, приносить радость». Его лебединой песней стал спектакль Мария Стюарт Фр.Шиллера – программный для театра «Колесо» на 13-м году его существования.
Умер Дроздов в Тольятти 16 декабря 2000.
Дроздов Г. Воплотить до политического ревю. – Театральная жизнь, 1983, № 5
Дроздов Г. Политический театр требует вдохновения. – Театральная жизнь, 1984, № 6
Дроздов Г. Я хотел бы возродить истинную антрепризу. – Театральная жизнь, 1999, № 2
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»