ДОРОНИНА, ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА
ДОРОНИНА, ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА (р.1933), актриса и режиссер. Народная артистка СССР (1981). С 1987 художественный руководитель МХАТ им. Горького. Художественная концепция Дорониной, в силу ее изначальной полемичности по отношению к новым ценностям, воспринимается разными слоями общества по-разному.
СЧАСТЛИВОЕ НАЧАЛО
Родилась 12 сентября 1933 в Ленинграде. Творческая судьба с самого начала складывалась на редкость удачно. Почувствовав в себе творческое дарование, поступила во все театральные школы Москвы, но выбрала близкую ей по духу Школу-студию МХАТ, которую закончила в 1956, времени перемен, рождения новых театров и имен, нового молодого героя. Ее героиня заявила о себе сразу. Женька Шульженко – детдомовка из пьесы А.Володина Фабричная девчонка, сыгранная в 1957 в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола, утверждала право на свою жизнь, свою правду. Человеческое богатство души стало главным качеством созданных актрисой образов. Внимание было приковано к праву на свободный выбор, на возможность быть сложным, неидеальным, живым. Таковы были и героини Дорониной, в них жила стихия эмоциональности и романтизма. Она органичным образом влилась в ансамбль Большого Драматического театра, где ею были сыграны самые значительные ее роли.
РОЛИ В БОЛЬШОМ
Играла почти во всех постановках Г.А.Товстоногова, ставящего перед актерами сложнейшие задачи на преодоление, по-новому раскрывающие актера. С первого года появления на этой сцене, в 1959, в роли Надежды Монаховой из горьковских Варваров, стала ее солирующим голосом. Ее героиня – символ человеческой незаурядности в зауряднейшем городишке. Спектакль и роль стали сразу событиями театрального Ленинграда, как стали также следующие роли актрисы: Софья в грибоедовском Горе от ума, Настасья Филиповна в Идиоте Ф.М.Достоевского, Маша из Трех сестер А.Чехова, Лушка из Поднятой целины М.Шолохова. Их всех объединяла мощь человеческой натуры, страдающей в тисках любой заданности. Так ее Софья, по масштабу характера не уступая Чацкому, отстаивает свое право на свободный выбор – Молчалина, внешне весьма значительного в этом спектакле (К.Лавров). Прозревая в финале, она переживает глубокую трагедию. Невыразимые страдания испытывает ее Настасья Филиповна, находящаяся все время на пределе исступления. Ненависть, непримиримость к пошлости – одна из сквозных тем актрисы.
Ее современная героиня того периода – это Надя Резаева (Моя старшая сестра А.Володина), а также стюардесса Наташа (Еще раз про любовь Э.Радзинского). Их объединяло умение любить жизнь и людей, способность к беззаветной самоотдаче. Это были «горячие сердца» своего времени, времени спора между физиками и лириками, художниками и обывателями.
ВО МХАТЕ И ТЕАТРЕ МАЯКОВСКОГО
С 1966 начался новый этап творчества. Она перешла во МХАТ, сыграв за несколько лет несколько ролей-вводов в сложившиеся спектакли: Грушенька (Братья Карамазовы Ф.М.Достоевского), Маша (Три сестры), Настя (На дне Горького). Большой успех имела в спектакле по пьесе Э.Радзинского О женщине. Однако МХАТ в тот период испытывал кризис, и талант актрисы своего развития не получил. Лучшая роль Дорониной того времени – Альдонса из пьесы А.Володина Дульсинея Тобосская.
Как актриса острохарактерная, владеющая как трагической, так и комической палитрой красок, раскрылась в театре им. В.В.Маяковского в постановках А.Гончарова Человек из Ламанчи Д.Вассермана и Д.Дэриона (1972), где сыграла Альдонсу-Дульсинею, и Да здравствует королева, виват! Р.Болта, в которой выступила в двух диаметрально несхожих по внешнему и внутреннему рисунку ролях – женственной, эмоциональной, любящей королевы шотландской Марии, и скрипучей, похожей на черепаху в жестком панцире, королевы английской, Елизаветы. И даже в такой уродливой оболочке жила способность к глубокой страсти. В спектакле Человек из Ламанчи осваивала совершенно новый для себя жанр мюзикла, популярный в 1970-е. В Да здравствует королева, виват! она в считанные доли минуты перевоплощалась в двух разных женщин. И обеих она оправдывала, стремясь, говоря словами актрисы «постигнуть две правды: правду и право порыва, смелости и чувства (Мария); правду и право логики, ответственности перед страной…»
ЧЕХОВ В ЕЕ ТВОРЧЕСТВЕ
Особое занимает драматургия А.П.Чехова. Неоднократно играла актрису Машу из Трех сестер (в БДТ и во МХАТЕ), Аркадину в спектакле Чайка, поставленную в театре В.В.Маяковского в 1978 А.М.Вилькиным. В спорном по неожиданной обвинительной трактовке спектакле бесспорным признавали лишь доронинскую Аркадину. Сыграла ее подчеркнуто вызывающе, взяв за основу чеховскую характеристику – «очаровательная пошлячка». Особенно иронично высветила любовь Аркадиной к Тригорину, захватническую, алчную, с элементом цинизма. При этом ткань чеховского произведения искусственно нарушена не была. А через десять лет, в конце 1980-х, уже во МХАТе им. А.М.Горького сыграла Раневскую в Вишневом саде. Сыграла с нежностью и любовью к героине, к ее дому и саду, шире – к России, страдающей на очередном историческом изломе. Актрисе был принципиально дорог первый спектакль театра, поставленный К.С.Станиславским в 1904 и отвергнутый Чеховым за излишний драматизм.
МХАТ ИМЕНИ ГОРЬКОГО
Во МХАТ Доронина вернулась в 1983. Сыграла роли: Она в Скамейке (А.Гельмана), Мамаеву в спектакле На всякого мудреца довольно простоты.(А.Н.Островский). Новая страница в жизни и творчестве началась с 1987, когда после разделения театра она стала художественным руководителем МХАТ им. Горького. За 15 лет своего существования этот театр укрепился в своих позициях, ранее многим казавшимися консервативными. Но время показало, что потребность в театре традиционного направления есть. Дорониной ценой многих усилий удалось отстоять достойное место для своего театра, защищающего традиции русского театрального искусства, сохраняющего преемственность театральной школы.
Большая часть постановок горьковского МХАТа – классика, поставленная средствами реалистического театра. Доронина с самого начала делала ставку на молодых актеров. Ей также не чужды традиции бытовой сочности и театральности в духе Малого театра. Собственные постановки Дорониной: На дне Горького, первый поставленный спектакль по режиссерским тетрадям К.С.Станиславского; Зойкина квартира по М.Булгакову (1989), где она сама сыграла главную роль, содержательницы притона, Зойки; Лес Островского А.Н., в котором она сыграла Гурмыжскую, комически укрупняя образ. И Лес, и Вишневый сад, и Доходное место А.Н.Островского (1994) прозвучали как раздумья о судьбах России, трагикомические и горестные. Размышлением о гражданской войне в стране стала ее постановка Белая гвардия по роману М.Булгакова – спектакль, воспевающий ценности мирной жизни, утверждающий подлинную человечность в отношениях между людьми. В 1990 на сцене театра был поставлен Полоумный Журден М.Булгакова. В конце 1990-х – спектакль о последних днях жизни С.Есенина и его неслучайной смерти – Версия «Англетер».
Близким автором для Дорониной остается Горький с его сильными человеческими характерами, как например, Софья в Зыковых, человек труднейшей судьбы и несбывшегося счастья, продолжающий, не сдаваясь, искать и верить в него. Она (Старая актриса на роль жены Достоевского Э.Радзинского), а также Мадам Александра (Мадам Александра по пьесе Ж.Ануйя Коломба), и наконец, Кручинина в спектакле Без вины виноватые А.Н.Островского (2000). Особо следует отметить молодежные спектакли Дорониной, как Дама-невидимка П.Кальдерона (1997) – гимн чистой любви, поэзии и романтике.
В начале творческого пути о ней писал критик Р.М.Беньяш.: «За самобытностью Дорониной лежит истинная народность... настоящая, стихийная, подлинная. Та, что проявляется в душевной шири характеров, в их раздольности, в их земной поэтической силе, в бесстрашии, в близости к русской национальной природе. И, может быть, еще в той, неподвластной определениям, волнующей тайне...»
Фильмография: Первый эшелон (1956), Горизонт (1961), Перекличка (1966), Рабочий поселок (1966), Старшая сестра (1967), Три тополя на Плющихе (1968), Еще раз про любовь (1968), Чудный характер (1973), Мачеха (1973), Ольга Сергеевна (1975), На ясный огонь (1976).
Екатерина Юдина
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»