ДОБЕРВАЛЬ, ЖАН
ДОБЕРВАЛЬ, ЖАН (Dauberval, Jean) (настоящая фамилия Берше – Bercher) (1742–1806), французский артист, педагог. Родился в Монпелье 19 августа 1742. Обучался танцу в Париже в школе при Королевской Академии музыки (Опере), служил в этом театре в 1761–1783 на амплуа демихарактерного танцовщика, постепенно поднимаясь по иерархической лестнице и достигнув положения первого танцовщика и балетмейстера. Одновременно много работал в других театрах, в частности в Турине, где в 1759 поставил первые спектакли на мифологические сюжеты (в том числе Триумф Вакха во Фракии), в Лионе, где впервые встретился с Ж.Ж.Новерром и ознакомился с его идеями, в Штутгарте в 1762–1764, где выступал в том числе и в спектаклях Новерра (Креон в балете Медея и Язон, музыка Ж.-Ж.Родольфа), а также в Лондоне и др.
Доберваль – наследник идеалов Новерра, но его достижением стала реформа комедийного жанра в балете. Комедиям Доберваля свойственны демократичность, иногда злободневность сюжетов, во многом близких столь типичным для предреволюционной эпохи во Франции комедиям Бомарше. В них новаторски использовался танец, который теперь сливался с пантомимой, ранее служившей главным средством выражения. Наиболее значительные спектакли были созданы Добервалем после в 1783. Это Дезертир (на музыку одноименной комической оперы П.-А.Монсиньи), поставленный в Лондоне в 1784, и осуществленные в Бордо, где Доберваль работал с 1785 до 1792, Ветреный паж (по комедии Бомарше Женитьба Фигаро, на сборную музыку, 1786) и Балет о соломе, или От худа до добра всего лишь один шаг (впоследствии получивший широкую известность под названием Тщетная предосторожность, на сборную музыку, 1789). В 1790 Доберваль покинул Францию, работал в Лондоне и вернулся на родину лишь в 1796, но значительных произведений уже не создал, а в 1799 окончательно прекратил творческую деятельность. Ученики и последователи Доберваля, среди которых был и работавший в России Ш.-Л.Дидло, ставили его комедии во многих странах мира.
Умер Доберваль в Туре 14 февраля 1806.
Слонимский Ю.И. «Тщетная предосторожность». Л., 1961
Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Преромантизм. Л., 1983