ЧУРИКОВА, ИННА МИХАЙЛОВНА
ЧУРИКОВА, ИННА МИХАЙЛОВНА (р. 1943), российская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1991), Лауреат Государственной премии РСФСР (1985), лауреат премии имени К.С.Станиславского, лауреат премии Ленинского комсомола, лауреат премий «Хрустальная Турандот» и «Золотая маска» (см. также ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ В РОССИИ).
Родилась 5 октября 1943 в г. Белебей в Башкирии, недалеко от Уфы. В начале 1950-х они с матерью переезжают в Москву. Еще в школе выбор профессии был решен: она начинает заниматься в студии при театре им. Станиславского (руководители – А.Б.Аронов и Л.Я.Елагин). А после окончания школы подает заявления в Щукинское училище. Она должна была бы учиться только там: ее острая характерность идеально подходит для «щукинской» актерской школы. Однако ее не приняли. Но девочка не отказалась от мечты стать актрисой. Она поступила в Щепкинское училище на курс В.И.Цыганкова. Казалось бы, совсем другая актерская школа, не слишком стыкующаяся с мощной индивидуальностью Чуриковой. В итоге это только помогло расширить диапазон ее творческих средств – недаром она вспоминает своих учителей с благодарностью.
Азарт и творческая жадность уже на первом курсе училища приводит ее на съемочную площадку – ее кино-дебютом стал эпизод в картине Тучи над Борском. А в 1963 – запоминающийся яркий эпизод в фильме Я шагаю по Москве, сыгранный сочно, широкими мазками. Здесь уже просматривается та великолепная гротескная смесь эмоционального напряжения с эксцентричной формой, которая делает героинь Чуриковой одновременно смешными и трогательно-беззащитными.
В 1965 заканчивает Щепкинское училище и начинает искать работу. Берут ее только в Московский Театр Юного Зрителя. Наверное, ее самоотдача и сокрушительный темперамент несоизмеримы с масштабом ролей, которые приходится играть – Баба-Яга в Двух кленах, Лиса в Зайке-Зазнайке, Свинья в Трусохвостике. Это становится понятным, когда видишь почти биографический эпизод в фильме Начало – режиссер находит актрису на роль Жанны Д'Арк, когда та залихватски отплясывает в образе Бабы-Яги. Но ТЮЗовский сказочный конвейер часто становится отличной школой – если к работе относиться серьезно. Параллельно одна за другой идут съемки в самых разных фильмах – проходной эпизод в Стряпухе, серьезная роль второго плана в Старшей сестре, жалкая и обольстительная Белокурая Жози в Неуловимых мстителях и др.
А в 1968 наконец происходит то, что коренным образом меняет жизнь Чуриковой и выводит ее в категорию уникальных актрис: выпускник Высших режиссерских курсов Глеб Панфилов приглашает И.Чурикову на главную роль в своем дебютном фильме – В огне брода нет. Этот фильм можно считать настоящим профессиональным дебютом актрисы. В ее работе сплетаются высокая трагедия и юмор; Чурикова раскрывает самые тайные чувства и побуждения своей героини, ее лиризм, нежность и огромный талант. Конкретная сюжетная история фильма перерастает в мистерию, всеобъемлющий миф.
Чурикова уходит из театра; теперь она работает только в кино, и только с Панфиловым. Их следующий фильм – Начало – вышел на экраны двумя годами позже, и снова произвел ошеломляющее впечатление – по результатам опроса журнала «Советский экран» Инна Чурикова за роль Паши Строгановой была признана лучшей актрисой 1971. Однако и режиссер, и актриса рассматривали Начало как подготовительный этап к большому эпическому фильму о Жанне Д'Арк, который мечтали запустить в производство как можно скорее. К сожалению, не получилось – разрешение на съемки откладывалось в течение многих лет, а потом кинематогрфическим руководством было решено отказаться от этого замысла.
Это был тяжелый период в жизни Чуриковой – ведь в ожидании «своей» Жанны она отказывалась от всех остальных предложений. Счастье, что в 1973 от самого неожиданного из предложений она отказаться не смогла: Марк Захаров пригласил Чурикову сыграть Неле в спектакле Театра им. Ленинского Комсомола Тиль (пьеса Г.Горина по мотивам книги Ш. де Костера). История закольцевалась: она вернулась в театр, потому что не могла туда не вернуться – несомненно, она актриса от Бога, и актриса в первую очередь театральная.
С тех пор – вот уже больше тридцати лет – не только каждый новый фильм, но и каждый новый спектакль с ее участием не перестает поражать и восхищать зрителей, открывая новые и новые грани ее дарования. Она всегда ошеломляюще неожиданна: и когда в роли красного комиссара появлялась на сцене нежной, почти чеховской героиней (Оптимистическая трагедия); и когда выплескивала страшную, невозможную боль своей Сарры (Иванов); и когда мучительно разрывалась между отупляющим бытом и почти физической духовной жаждой Ирины (Три девушки в голубом); да и во всех своих остальных ролях – трагических, комедийных, трагикомических, сатирических.
На сцене Ленкома сыграла Аркадину в Чайке; Мамаеву в Мудреце; Филумену Мартурано в Городе миллионеров; Офелию в Гамлете, поставленном А.Тарковским, и Гертруду в Гамлете, поставленном Г.Панфиловым; Инну в Sorry; Бабушку в Варваре и еретике по Игроку Достоевского. И снялась во множестве фильмов – как у Панфилова, так и у других режиссеров; с 1968 среди этих фильмов нет ни одного проходного. Недаром генеральша Епанчина в ее исполнении в телевизионном художественном фильме Идиот на конкурсе ТЭФИ-2003 была признана лучшей женской ролью.
Написала сценарий к фильму Глеба Панфилова Романовы. Венценосная семья (2001) вместе с мужем и сыном Иваном Панфиловым
ФИЛЬМОГРАФИЯ: Тучи над Борском (1960); Я шагаю по Москве (1963); Морозко (1964); Где ты теперь, Максим? (1964); Стряпуха (1965); Тридцать три (1965); Старшая сестра (1966); Неуловимые мстители (1966); В огне брода нет (1968); Начало (1970); Прошу слова (1975); Тот самый Мюнхгаузен (1979); Тема (1979); Валентина (1981); Васса (1983); Военно-полевой роман (1983); Мертвые души (1984); Курьер (1986); Ребро Адама (1990); Мать (1990); Плащ Казановы (1993); Год собаки (1994); Курочка ряба (1994); Ширли-мырли (1995); Идиот (2003, Сериал); Благословите женщину (2003); Московская сага (2004, сериал).
Татьяна Шабалина
Захаров М.А. Контакты на разных уровнях М., 2000
Ленком. – В сб. М., 2000
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»