ЧУХРАЙ, ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ
ЧУХРАЙ, ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ (р. 1946), русский кинорежиссер. Родился 14 октября 1946 в поселке Быково Московской области. Сын режиссера Г.Н.Чухрая. Еще в детстве решил посвятить себя кино, с 1962 работал радиомонтажником на «Мосфильме», с 1964 – осветителем на учебной киностудии ВГИК. В 1969 окончил операторский (мастерская Б.Волчека), а в 1974 – режиссерский факультет ВГИКа (мастерская И.Таланкина). Диплом защитил короткометражным фильмом Вольному воля (1974, по рассказу Вс.Иванова Дите). По окончании института работал режиссером киностудии «Мосфильм». Дебютировал картиной Ты иногда вспоминай (1977, по повести В.Кунина Местная анестезия), единодушно признанной критикой неудачной. Вторая работа – Люди в океане (1980), сделанная на пересечении жанров фильма-катастрофы и так называемого политического фильма, имела зрительский успех и принесла режиссеру премию Ленинского комсомола (1981), Золотую медаль им. А.П.Довженко (1981), спецприз и диплом жюри «За патриотизм и человечность» на Кинофестивале молодых кинематографистов (Москва, 1980), приз XIV ВКФ за лучший военно-патриотический фильм (Вильнюс, 1981), специальный диплом на II Всесоюзной неделе-смотре фильмов молодых кинематографистов (Минск, 1981). На едва возникший волне общего интереса к так называемой молодежной проблематике Павел Чухрай снял одну из лучших своих картин Клетка для канареек (1983, по пьесе А.Сергеева Случай на вокзале). В камерной драме с двумя действующими лицами, единством времени и места действия чувствовалась неподдельная тревога за «молчаливое», «потерянное» поколение восьмидесятников. В сюжете с криминальными мотивами, вопреки входившей в моду «чернухе», доминировала трогательная лирическая нота. Чухрай решил сложную режиссерскую задачу, вписав игровой актерский дуэт в почти документальную среду вокзала с его будничной суетой. Картина получила диплом и приз ЦК Украины «За талантливое решение темы нравственного становления молодого человека» и приз детского жюри на XVII Всесоюзном КФ (Киев, 1984). Менее удачным, однако вызвавшим оживленные дискуссии в прессе стал фильм Зина-Зинуля (1986, по пьесе А.Гельмана Зинуля). Сутью конфликта и драматургическими приемами фильм перекликался с картиной Премия (1974, реж. С.Микаэлян), также по пьесе Гельмана. В середине 1980-х годов пафос одинокого протеста, как и жанр производственной драмы, уже выглядел анахронизмом. 3а телефильмом Запомните меня такой (1987) по пьесе Р.Солнцева Мать и сын (Гран-при фестиваля телефильмов в Чехословакии; приз за режиссуру на МКФ в Токио, 1987), после пятилетней паузы, режиссер снял картину Ключ (1992) для французского телевидения, затем дебютировал в документальном кино фильмом Ястреб (1993) о В.Жириновском.
Фильм Вор (1997) вознес режиссера на гребень международного, коммерческого и зрительского успеха. Вор сразу вошел в тройку самых кассовых фильмов в России, имел успешный прокат в США, Франции, Италии и др. странах Европы; номинировался на премии «Феликс» и «Оскар», Госпремию РФ. Получил 5 наград «Ника» Российской киноакадемии (1998), в том числе за режиссуру и как лучший фильм 1997 года; на 54 МКФ в Венеции (1997) – «Золотую медаль президента Сената», приз молодежного жюри, приз ЮНИСЕФ; почетный диплом «за гуманистический пафос» на КФ «III тысячелетие» (Рим, 1997); главный приз КФ «Киношок» (Анапа, 1997). Успех Вора объясняется не только интересным симбиозом жанров – ретро, мелодрама и криминальная драма, – но и вызовом, брошенным, опять-таки в духе времени, киномифологии конца 1950-х годов, в том числе фильмам Чухрая-отца. Заглавный герой был явной метафорической фигурой, намеренно разрушавшей представление о «поколении победителей» Великой Отечественной, а сюжет фильма в целом – развернутой метафорой послевоенного времени и садомазохистских отношений народа и власти.
В 2001 Павел Чухрай приступил к съемкам документального фильма о Холокосте для международного проекта Ст.Спилберга (5 картин из разных стран).
Марголит Е. А вот она, музыка... – Искусство кино, 1987, № 3
Сванидзе Н. «Виновен не жираф...» – Искусство кино, 1994, № 5
Павел Чухрай: «Для цирка это слишком тонко». – Искусство кино, 1994, № 5
Аннинский Л. Достояние обворованных. – Искусство кино, 1998, № 1
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»